Китайская i-Space провела второй тест прототипа многоразовой ракеты
Китайская частная компания i-Space провела второе летное испытание одноступенчатого многоразового прототипа «Гипербола-2Y». Высота полета, обозначенного «прыжковым тестом» (hop test), составила 350 метров, тогда как во время первого «прыжка», который состоялся в начале ноября 2023 года, прототип поднялся на 178 метров. После успешного испытания в i-Space заявили, что проверили способность ракеты к повторному использованию, возврату и посадке при маловысотном полете.
Второй прыжковый тест «Гиперболы-2Y», разработанной китайской компанией Beijing Interstellar Glory Space Technology, также известной как i-Space, прошел на космодроме Цзюцюань провинции Ганьсу в воскресенье, 10 декабря, в 17:00 по местному времени. Одноступенчатый прототип диаметром 3,35 метра и высотой 17 метров поднялся на высоту 343,12 метра, а затем плавно приземлился на четыре стартовую площадку.
Время полета составило 63,15 секунды, расстояние поперечного перемещения в воздухе («в бок, туда и обратно») — 50 метров, точность посадки — 0,295 метра, посадочная скорость — 1,18 м/с, а угол наклона корпуса аппарата при посадке — около 4,4 градуса. В компании итоги прыжкового испытания назвали успешными, отметив, что особенностью «Гиперболы-2Y» является ее многократность применения, а также то, что она не выделяет «загрязняющих веществ». Прототип оснащен одним двигателем Focus-1, работающим на метане и жидком кислороде.
«В ходе этого летного испытания была проверена способность ракеты к повторному использованию, надежность технологии возвращения и посадки в маловысотном полете, надежность повторных полетов одноступенчатой ракеты и малое время межполетного технического обслуживания», — говорится в заявлении компании.
Предыдущий прыжковый тест «Гиперболы-2Y» был проведен 2 ноября. Тогда во время 51-секундного полета прототип поднялся на высоту 178 метров, после чего совершил мягкую посадку на четыре посадочных опоры. В ходе этих испытаний были протестированы двигатель с регулируемой тягой, система наведения при вертикальной посадке, навигация, а также системы, которые будут использоваться для приземления и повторного использования ракеты-носителя.
В июле в i-Space заявили, что не будут создавать носитель «Гипербола-2» (стартовая масса 106 тонн, масса полезной нагрузки — 1,9 тонны, компоненты топлива — жидкий кислород и метан), и сразу произведут более крупную версию — «Гиперболу-3». Это ракета среднего класса с многоразовой первой ступенью, концептуально повторяющая Falcon 9 компании SpaceX. Ее первый полет в одноразовой модификации запланирован на 2025 год: ожидается, что данная версия ракеты сможет выводить на низкую околоземную орбиту 13,4 тонны полезных грузов.
В 2026 году инженеры i-Space попробуют оценить на практике способность «Гиперболы-3» к повторному использованию. В этой модификации ракета будет способна доставлять на низкую околоземную орбиту 8,5 тонны грузов при условии многоразового использования первой ступени, а ее другая версия — «Гипербола-3B» (с тремя блоками многоразовой первой ступени, по конфигурации похожа на Falcon Heavy) — не менее 15 тонн полезной нагрузки. К 2030 году в компании планируют проводить по 25 запусков ракеты «Гипербола-3» в год.
Компания i-Space была основана в 2016 году и уже в июле 2019-го осуществила успешный орбитальный пуск первой частной китайской ракеты «Гипербола-1» с твердотопливными двигателями. После этого компания потерпела три неудачи подряд, но в начале этого года, наконец, провела успешный старт. О том, как в Китае пытаются скопировать американские Falcon 9 и Starship от SpaceX, читайте в нашей статье.