Сроки высадки человека на Луну сдвигаются на начало 2027 года
Проекты

Сроки высадки человека на Луну сдвигаются на начало 2027 года

1 декабря 2023 года, 10:11

Из-за многочисленных технических проблем, в том числе с разработкой посадочного модуля и скафандров, НАСА не сможет высадить астронавтов на Луну в 2025 году, как это ранее планировалось. Такой неутешительный вывод следует из отчёта Главного контрольного управления США, который цитирует ТАСС.

Неоднократно отмечалось, что американская лунная программа, сроки реализации которой и так выглядят довольно нереалистично, искусственно ускоряется, что приводит к всё новым срывам в графике. По мнению независимых экспертов, это связано с попытками во что бы то ни стало опередить — хотя бы на несколько лет — Китай и Россию, планы которых по высадке ориентированы на начало 2030-х годов.

В частности, как отмечается в отчёте ГКУ США, в НАСА отвели всего 79 месяцев на разработку посадочного модуля, что «на 13 месяцев меньше, чем в среднем уходит на крупные проекты НАСА». Ничего удивительного, что при его разработке аэрокосмическое агентство и его подрядчики «по-прежнему сталкиваются с вызовами». По заданию НАСА, лунный посадочный модуль разрабатывает компания SpaceX на основе корабля Starship. Во время второго запуска он достиг космоса, но полет пришлось прервать из-за технических неполадок.

«К примеру, некоторые летные испытания были отложены, что может повлиять на сроки проведения последующих испытаний. И остаётся значительный объём трудной работы. В результате мы установили, что миссия по высадке на Луне вряд ли будет осуществлена в 2025 году, как планируется», — констатирует ведомство.

«Из-за сложности пилотируемых полетов в космос нереалистично ожидать, что разработка [посадочного аппарата] в рамках данной программы будет завершена более чем на год быстрее, чем в среднем уходит на крупные проекты НАСА, большинство из которых не относится к пилотируемым полетам в космос. Как установило Главное контрольное управление, если разработка займет столько же времени, сколько в среднем крупные проекты НАСА, то миссия Artemis 3, скорее всего, будет осуществлена в начале 2027 года», — прогнозирует контрольный орган.

Проблемы со скафандрами, при всей их кажущейся незначительности, тоже влияют на сроки планируемой высадки на спутник Земли. Как замечают авторы отчёта, над скафандрами «предстоит проделать большую работу», а одной из главных проблем станет усовершенствование, в частности, систем их жизнеобеспечения. На что «потребуется время» — и, скорее всего, немалое. Скафандры для лунной экспедиции разрабатывает другая космическая фирма - Axiom Space.

Стоит отметить, что даже беспилотный облёт Луны кораблем «Орион» в беспилотном режиме состоялся значительно позже, чем запланировано. А первый за более, чем за 50 лет пилотируемый облёт — экспедиция «Артемида» под номером 2 — до сих пор не состоялся.

Кроме того, руководство НАСА обеспокоено тем, что Конгресс не утвердил его запросов на финансирование. 30 ноября Сенат предложил проект закона о бюджетных ассигнованиях на 2024 год, в котором, к примеру, Управлению космических технологий решено выделить «всего лишь» 1,118 миллиарда долларов.

Это будет на 7% меньше, чем Управление получило в 2023 году — даже без поправки на инфляцию. В то время как НАСА затребовало для этого своего подразделения 1,392 миллиарда долларов. Подобные урезания финансирования планируются и для других частей американского аэрокосмического агентства.

«Предложение Сената очень проблематично, если оно осуществится. Это окажет на нас значительное [отрицательное] влияние», — заявил Прасун Десаи, и. о. замдиректора НАСА по космическим технологиям, добавляя, что работа по многим имеющимся проектам будет этим серьёзно усложнена.

Ранее в ноябре НАСА уже объявило, что сокращает работу по программе возвращения образцов с Марса из-за недостатка средств. По той же причине была отложена отправка исследовательской станции Dragonfly на Титан. Вероятно, сроки реализации программы «Артемида» точно так же не устоят перед финансовыми проблемами.