Ученые придумали, как синхронизировать данные разных телескопов
Технологии

Ученые придумали, как синхронизировать данные разных телескопов

30 ноября 2023 года, 14:01

Команда исследователей из Университета Джонса Хопкинса предложила инновационный подход к получению качественных изображений астрономических объектов в наблюдаемой Вселенной. Зачастую это достигается за счет объединения нескольких снимков одних и тех же небесных тел, сделанных с помощью разных телескопов. Однако трудность состоит в том, что подобные наблюдения могут проводиться в различных местах и условиях, а это требует более длительной обработки данных.

Традиционно астрономы полагались на использование одного и того же телескопа для получения изображений, которые впоследствии объединялись. Использование же нескольких оптических инструментов считалось непрактичным. Поэтому команда исследователей из Института Джона Хопкинса разработала собственный метод, получивший обозначение MIQCP, или «смешанное целочисленное программирование с квадратичными ограничениями».

MIQCP предполагает присвоение балла каждой паре наблюдений, сделанных разными телескопами. Оценка определяет вероятность того, что данные были получены об одном и том же небесном объекте. Баллы повышаются по мере приближения наблюдений и уменьшаются по мере увеличения расстояния между ними. Применяя этот метод, ученые могут сопоставлять наблюдения без необходимости сравнения всех возможных пар.

Одним из заметных преимуществ MIQCP является то, что он не только ускоряет процесс сопоставления, но и позволяет обрабатывать большие наборы данных. Этим не могли похвастать предыдущие методы, такие как TopCat, CDS Match и Aspects, которые хотя и позволяли проводить перекрестное сравнение из различных каталогов, но отличались более длительным временем обработки и высокой частотой отказов.

Первоначальные тесты MIQCP уже показали многообещающие результаты. Оказалось, что данный метод допускает более широкий диапазон возможных совпадений, позволяя обрабатывать до 100 каталогов по сравнению с предыдущими 10-20. Благодаря новому подходу исследователи смогут получать более глубокое представление о механизмах Вселенной, а возможность сопоставлять изображения разных телескопов дает ценную информацию как на макроуровне, так и на уровне частиц.

Ранее стало известно, что в ближайшие годы специалисты хотят модернизировать наземные телескопы, оснастив их адаптивной оптикой: она позволит сглаживать искажения, вызванные плотной атмосферой нашей планеты, причем коррекция изображения будет происходить в режиме реального времени.