Ракеты SpaceX пробивают «дыры» в ионосфере, вызывая полярные сияния
Наука

Ракеты SpaceX пробивают «дыры» в ионосфере, вызывая полярные сияния

30 ноября 2023 года, 11:13

Полярные сияния, которые всё чаще можно наблюдать вдоль побережий США, являются своего рода результатом деятельности Илона Маска: ведь к их появлению приводят сходящие с орбиты ступени ракет SpaceX, которые пробивают кратковременные «дыры» в ионосфере. Этим фактом постепенно обеспокоились учёные. Хотя опасности для людей нет, определённые негативные эффекты от этих сияний всё же могут наблюдаться.

Ионосфера — это верхний атмосферный слой, большая часть которого находится уже в «юридическом» космосе, на высоте 80-650 км над поверхностью Земли. В этом пространстве остатки атмосферных газов ионизируются и лишаются электронов. Ракеты же создают резкие возмущения в данном слое, приводя к «незапланированным» излучениям.

Эта проблема была несущественной, когда запуски происходили довольно редко, но SpaceX привела к увеличению их количество (прежде всего за счёт массовых Falcon 9) на порядок. В частности, астрономы из обсерватории Макдональда в Техасе стали регулярно замечать шарообразное красное свечение в атмосфере, которое держится довольно долгое время после того, как первые ступени возвращаются на землю.

«Мы наблюдаем от 2 до 5 таких сияний каждый месяц. Красные шары очень яркие и легко видны невооруженным глазом», — отметил один из техасских астрономов, Стивен Хаммел, добавляя, что «их влияние на астрономическую науку всё ещё оценивается».

Хаммел и его коллеги подчёркивают, что для людей и в принципе жизни на Земле это абсолютно безопасно. Но изменения в ионосфере могут нарушать коротковолновую радиосвязь и создавать помехи сигналам GPS. С другой стороны, возникновение дыр могло бы стать своего рода экспериментальным исследованием, благодаря которому учёные значительно больше узнают об ионосфере.

«Плотность ионосферы отличается от ночи к ночи, поэтому мы можем узнать кое-что об особенностях химического состава [ионосферы], наблюдая за подобными событиями», — размышляет Джеффри Баумгарднер, физик из Бостонского университета.

В любом случае, количество запусков, проводимых SpaceX постепенно растёт, так что материал для исследований ионосферы в ближайшее время точно не иссякнет.