Математик: инопланетные цивилизации не обязательно должны стремиться к экспансии
Наука

30 ноября 2023 года, 12:08

Примеряя на возможных инопланетян человеческую логику, мы предполагаем, что они будут всё стремительнее заселять космическое пространство. Но что, если нет? Такую возможность рассмотрел в своём исследовании математик Дэниел Вальстрем, показав, что что с большой вероятностью внеземные цивилизации могут быть гораздо более осторожны в своих экспансионистских поползновениях. Что, возможно, объясняет, почему они до сих пор не добрались до нас.

Ещё в 1975 году астроном Фрэнк Типлер рассчитал, что цивилизация, располагающая технологией перемещения с 0,1 скорости света, могла бы создать империю на значительной части галактики всего за 650 000 лет. А если этого до сих пор не произошло, и мы не наткнулись даже на обладающих искусственным интеллектом разведчиков внеземной цивилизации — то человечество, очевидно, одиноко.

Однако другие учёные, уже ближе к нашему времени, высказали соображение: а что, если такая цивилизация будет напоминать не империю, а, скорее, город-государство, и вместо расселения по всему Млечному Пути образует лишь один довольно тесный кластер?

Именно такую модель проанализировал Вальстрем, выделив в качестве объяснения концепцию… морали. Разумеется, не в традиционном смысле, а, скорее, в эволюционном понимании. Учёный резонно заметил, что императивы мышления и поведения, сформировавшиеся на другой планете, могут резко отличаться от тех, которые мы считаем естественными.

«С эволюционной точки зрения основу морали можно объяснить как адаптацию к проблемам сотрудничества. Если понимать эволюцию в широком смысле, развивающийся искусственный интеллект будет подвергаться такому же эволюционному давлению, как и биологические сущности… Уменьшение выгод от расширения доступа к материальным ресурсам также предполагает возможность отсутствия стимула колонизировать целые галактики, что дает возможное объяснение парадокса Ферми», — объяснил математик.

Основываясь на наблюдениях за прогрессом человечества в области информационных технологий, Вальстрем предположил, что все развитые цивилизации в конечном счёте обзаведутся развитым ИИ. А он вполне может посчитать, руководствуясь «железной» машинной логикой, что полезный эффект от неограниченной колонизации не компенсирует затрату ресурсов, и задаст интенсивный вектор развития цивилизации вместо интенсивного.

Иными словами, так же, как углубление разделения труда приводит к уменьшению прибылей (что доказали ещё Адам Смит и Карл Маркс), усиление экспансии может приводить к уменьшению получаемых от неё благ. А значит, звёздные цивилизации могут со временем «замкнуться в себе», как средневековый Китай, и не интересоваться тем, что происходит на периферии. К примеру, в том отдалённом «рукаве» Млечного Пути, где вокруг Солнца вращается Земля.

Кроме того, Вальстрем обращает внимание на факт, что развитость цивилизации далеко не всегда способствует быстрому размножению (чего примером является новейшая история человечества), и на то, что инопланетяне могут быть вообще не заинтересованы во вступлении в контакт с кем бы то ни было, включая нас (ведь что, по существу, они от этого выиграют?). «Мы, вероятно, не стали бы винить старые общества или супер-ИИ за то, что они не помогли, скажем, динозаврам или неандертальцам», — отмечает исследователь.

Впрочем, как подчёркивает учёный, есть одна проблема, которую может решить только экспансия — это тепловая смерть Вселенной. Спустя многие миллиарды лет она расширится настолько, что всё, находящееся за пределами нашей галактики, окажется для её населения за горизонтом событий. А значит — к такому сценарию надо надлежащим образом подготовиться, возможно, заселяя соседние галактики, или придумав способ группировать их вместе.

Таким образом, по мнению Вальдстрема, шанс на контакт у нас всё-таки есть, особенно — если мы будем внимательно наблюдать за Вселенной и замечать в ней признаки появления кластеров, которые не обусловлены видимыми естественными причинами. А значит, человечеству стоит дальше заниматься развитием своих технологий и собственным распространением в космосе.