Firefly провела первый огневой тест нового ракетного двигателя Miranda
Стартапы

Firefly провела первый огневой тест нового ракетного двигателя Miranda

30 ноября 2023 года, 08:55

Частная американская аэрокосмическая компания Firefly Aerospace из Остина, штат Техас, которая разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска малых спутников и кубсатов, провела первые огневые стендовые испытания своего нового двигателя Miranda, который должен будет заменить российские двигатели, до сих пор использовавшиеся на первых ступенях ракет «Антарес».

Miranda работает на кислороде и керосине и выдает около 100 тонн тяги. Его первые огневые тесты проходили на испытательном полигоне компании в Техасе и были выполнены на 65% номинальной тяги. Но, по словам представителей стартапа, такая мощность была выбрана специально — для проверки последовательности запуска двигателя.

Руководство компании заверило, что «в ближайшие месяцы» планирует провести полномасштабный тест на полную продолжительность работы в составе ступени — не менее 206 секунд.

После окончания всех проверок семь экземпляров Miranda будут устанавливаться на первой ступени ракеты-носителя «Антарес 330», которую с 2022 года разрабатывает компания Northrop Grumman. Из-за американских санкций дальнейшая эксплуатация российских двигателей на ракетах компании стала невозможна, что вызвало необходимость срочно заменить их чем-то сопоставимым.

Впрочем, замена потребует времени: компании ожидают, что при самом оптимистичном развитии событий «Антарес 330» будет готова к первому полету не ранее середины 2025 года. Кроме того, те же семь двигателей будут установлены и на другой ракете — вновь разрабатываемой Medium Launch Vehicle или MLV. По сравнению с «Антаресом» она должна быть на треть мощнее и выводить на низкую околоземную орбиту 16 тонн вместо 10,5. Но ее ввод в эксплуатацию ожидается еще позднее.

«Модернизация первой ступени Antares параллельно с разработкой ракеты-носителя MLV позволяет нашим двум компаниям [Northrop Grumman и Firefly Aerospace] быстрее вывести новую ракету-носитель на рынок, одновременно снижая риски в процессе проектирования», — заявил вице-президент Northrop Grumman по системам запуска и противоракетной обороны Скотт Лер.

Представители Firefly в свою очередь похвастались тем, что Miranda была разработана чуть более чем за год: «Основываясь на наследии ускоренной разработки двигателей Firefly Reaver и Lightning, Miranda является двигательной установкой, созданной в наиболее кратчайший промежуток временикоторую мы построили и протестировали на сегодняшний день». Однако продемонстрирует ли новый двигатель достаточную надежность при следующих тестах, пока остается под вопросом.

Стоит отметить, что Firefly в настоящий момент пытается балансировать между работой над новым двигателем и планами по увеличению производства собственной ракеты-носителя Alpha, первый пуск которой состоялся 3 сентября 2021 года. К настоящему времени проведено три пуска ракеты с единственным успехом (15 сентября 2023 года ракета вывела на солнечно-синхронную орбиту экспериментальный полезный груз Пентагона). Руководство стартапа хочет производить до 24 ракет в год, что позволит им выйти на окупаемость.