В Конгрессе США потребовали увеличить бюджет программы по доставке образцов с Марса
Проекты

23 ноября 2023 года, 12:24

Члены Конгресса США попросили NASA не замедлять работу над программой Mars Sample Return (MSR) по доставке образцов с Марса и призвали своих коллег по законодательному органу выделить больше средств на этот проект в 2024 году. Ранее агентство поручило трем группам, которые занимаются реализацией MSR, «начать сворачивать свою деятельность» из-за неопределенности с бюджетом на следующий год: в проекте Палаты представителей значится полный запрос NASA в размере $949,3 млн, но Сенат готов предоставить на эти цели куда меньшую сумму — всего $300 млн.

С просьбой увеличить бюджет программы MSR выступили пять конгрессменов: сенаторы Алекс Падилья и Лафонза Батлер, а также четыре члена Палаты представителей Адам Шифф, Джуди Чу, Майк Гарсия и Янг Ким, представляющие Южную Калифорнию, где находится Лаборатория реактивного движения (JPL), которая возглавляет общую работу по MSR. Соответствующее письмо они направили администратору NASA Биллу Нельсону, выразив «решительное несогласие» с директивой агентства, принятой ранее в этом месяце.

На заседании консультативного комитета 13 ноября представители NASA заявили, что поручили трем рабочим группам, которые занимаются реализацией программы MSR, — Центру космических полетов имени Годдарда, JPL и Центру космических полетов имени Маршалла — «начать сворачивать свою деятельность». «Очень жаль, что нам приходится принимать это решение на данном этапе. Однако цель состоит в том, чтобы обеспечить достаточное финансирование для работы в течение всего года, чтобы мы могли продолжать работать над этой миссией», — объяснила заместитель помощника администратора NASA по науке Сандра Коннелли.

Причиной такого решения стал большой разрыв в проектах бюджета, составленных двумя палатами Конгресса. Если Палата представителей отразила полный запрос NASA на программу MSR в размере $949,3 млн, то Сенат указал лишь $300 млн. Кроме того, там добавили, что если общая стоимость проекта превысит $5,3 млрд, то его и вовсе стоит отменить. Аамериканское агентство действует в соответствии с постоянной резолюцией, согласно которой финансирование на программы выделяется на уровне 2023 финансового года: для MSR это составляет $822,3 млн до 2 февраля.

Коннелли и другие официальные лица NASA выразили обеспокоенность тем, что если агентство потратит $822,3 млн, но при этом получит $300 млн от Сената, то до конца 2024 финансового года в сентябре на MSR останется очень мало денег. В письме группа конгрессменов заявила, что они «озадачены» решением NASA, и призвала обратить внимание на формулировку Палаты представителей, которая предусмотрела полное финансирование программы.

«Если NASA будет вынуждено работать на неоправданно низком уровне финансирования, то JPL не сможет уложиться в сроки запуска к 2030 году; контракты на миллиарды долларов, поддерживающие американский бизнес, будут аннулированы, и сотни высококвалифицированных рабочих мест в Калифорнии будут потеряны», — предупредили авторы письма.

Кроме того, в обращении к Нельсону конгрессмены напомнили, что программа по доставке образцов с Марса была частью более широкой конкуренции с Китаем в космосе. В 2028 году КНР планирует отправить к Красной планете сразу два космических корабля в рамках экспедиции «Тяньвэнь-3», что на два года раньше, чем США. «Миссия MSR имеет решающее значение для того, чтобы обогнать конкурентов в области стратегических космических технологий, отвечать на вызовы национальной безопасности, которые ставит Китай, и поддерживать наше текущее преимущество», — говорится в письме.

Дебаты о финансировании MSR разгораются на фоне поиска альтернативных подходов, которые бы позволили сократить расходы на программу и вовремя построить основные космические аппараты. В сентябре независимый наблюдательный совет пришел к выводу, что руководители программы имеют мало шансов уложиться в бюджет или график и что расходы на MSR могут составить до $11 млрд. Специалисты NASA должны предложить новую концепцию к концу марта 2024 года.