На Солнце обнаружен «архипелаг» пятен — он может скоро «ударить» по Земле
Большой взрыв

На Солнце обнаружен «архипелаг» пятен — он может скоро «ударить» по Земле

23 ноября 2023 года, 10:31

Появившееся на Солнце гигантское скопление пятен стало одним из крупнейших за десятилетие: оно достигло диаметра в 15 раз больше земного и уже вызвало шквал солнечных бурь. А в ближайшее время на «линии огня» окажется наша планета. Об этом сообщили исследователи, постоянно наблюдающие за Солнцем.

Солнечные пятна — это места, где на поверхность Солнца вырываются сильнейшие магнитные поля, которые приводят к выбросам колоссальных объемов энергии в виде электромагнитного излучения и ионизированных частиц. Чем больше их количество, тем больше вероятность солнечной бури. И сейчас их число растет с озадачивающей скоростью.

Первая группа солнечных пятен, получившая название AR3490, переползла на ближнюю сторону Солнца 18 ноября — с северо-востока. За ними последовала другая группа — AR3491. Причем об их появлении ученые знали заранее — по мощнейшим толчкам и «ряби» на поверхности звезды.

Затем две эти группы разделились на кластеры поменьше, зато пятна (самые крупные из которых — AR3492, AR3495, AR3496 и AR3497) заполнили собой область диаметром почти в 200 тысяч километров.

За последние четыре дня в районе данного скопления уже произошло по меньшей мере 16 солнечных вспышек класса С и 3класса М, то есть третьего и второго по мощи. Но эксперты предупреждают, что это лишь начало: в ближайшие несколько недель следует ожидать гораздо более потрясающей активности, в том числе вспышек класса X — самых грозных из возможных. И именно в этот период на пути выбросов окажется Земля.

Надвигающийся пик турбулентности с большой вероятностью породит крупные выбросы корональной массы — огромные сгустки заряженных солнечных частиц, которые, врезаясь в земную атмосферу, будут вызывать сильные геомагнитные бури. Их традиционным эффектом являются сбои в электронике, помехи в радиосвязи и яркие полярные сияния.

Несколько довольно крупных протуберанцев (шлейфов плазмы) астрономы уже заметили. Самые крупные из них возвышаются более чем на 64 тысячи километров над поверхностью Солнца и в любой момент могут оторваться от него и улететь в космос — тоже в направлении нашей планеты.

Активное появление солнечных пятен является последним и главным признаком того, что Солнце быстро приближается к пику активности в своем 11-летнем цикле, известному как солнечный максимум. По прогнозам ученых, в полной мере он начнется в следующем году — с определенным опережением графика. Но следующие две недели для землян тоже будут очень интересными.