«Уэбб» выхватил новые детали происходящего в сердце Млечного Пути
Наука

«Уэбб» выхватил новые детали происходящего в сердце Млечного Пути

21 ноября 2023 года, 10:28

NASA опубликовало новейшие снимки центра Млечного Пути, сделанные телескопом «Джеймс Уэбб» с беспрецедентной точностью. Количество открывшихся деталей в «звездном мегаполисе» вокруг Стрельца А* зашкаливает, причем некоторые из них ранее не встречались — их астрофизикам еще только предстоит объяснить.

«Никогда не было никаких инфракрасных данных об этом регионе с таким уровнем разрешения и чувствительности. Наш телескоп раскрывает невероятное количество деталей, позволяя нам изучать звездообразование в такой среде невообразимым ранее способом», — заметил студент Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле Сэм Кроу, который принимал участие в исследовании.

Область, наблюдаемая «Уэббом», расположена примерно в 25 миллионах световых лет от Земли и представляет собой наиболее «густонаселенный» район Млечного Пути, центр которого — сверхгигантская черная дыра Стрелец А*. В 300 световых годах от нее находится Стрелец С — огромная область звездообразования, с тысячами рождающихся прямо в эту минуту светил.

«Галактический центр — это самая экстремальная среда в нашей галактике Млечный Путь, где современные теории звездообразования могут быть подвергнуты самой строгой проверке», — замечает профессор Университета Вирджинии Джонатан Тан. Излучение от аккреционного диска черной дыры ионизирует гигантские облака турбулентного газа, а в их недрах формируются все новые и новые звезды.

Всего на снимке видно более 500 тысяч звезд, причем среди них легко вычленить протозвезды — светящиеся как костер посреди инфракрасного облака. Некоторые из них уже весьма огромны — например, протозвезда в центре скопления более чем в 30 раз массивнее Солнца (и до сих пор набирает массу).

Даже такому телескопу, как «Уэбб», трудно фиксировать все находящиеся в данной области объекты — из-за плотности облаков, которые временами не пропускают даже свет от звезд. Зато ближняя инфракрасная камера смогла запечатлеть очень мощное излучение ионизированного водорода, окружающего нижнюю часть темного облака (на изображении показано голубым).

По словам ученых, обычно такое излучение является эффектом высокоэнергичных фотонов, испускаемых молодыми массивными звездами. Но колоссальные размеры региона, охваченного излучением, ставят под сомнение данную модель. Еще большие вопросы вызывают странные иглообразные структуры в ионизированном водороде, довольно плотные, но хаотично ориентированные во многих направлениях.

Что это такое и откуда оно взялось — пока абсолютно непонятно, поэтому в ближайшие месяцы ученые продолжат анализировать полученные «Уэббом» наблюдения и попытаются найти ответы, в том числе на вопрос о том, образуются ли в центре галактики более массивные звезды, чем дальше к периферии.

Ранее международная группа ученых с помощью телескопа «Джеймс Уэбб» подтвердила наличие следов неона в протопланетном диске вокруг молодой солнцеподобной звезды SZ Cha. Присутствие этого химического элемента означает, что высокоэнергетическое излучение внутри диска SZ Cha производилось ультрафиолетовым светом, а не рентгеновским излучением.