NASA впервые получило данные из глубокого космоса по лазерному лучу
Технологии

NASA впервые получило данные из глубокого космоса по лазерному лучу

20 ноября 2023 года, 15:52

NASA провело первую демонстрацию оптической связи в глубоком космосе. Специалистам удалось отправить данные с помощью лазера далеко за пределы Луны – на расстояние почти в 16 миллионов километров от Земли, и получить ответ с помощью наземных приемников.

Специалисты NASA во время своего эксперимента по оптической связи в дальнем космосе (DSOC) 14 ноября направили лазер ближнего инфракрасного диапазона с закодированными данными на приемное устройство недавно запущенного космического аппарата Psyche на расстояние почти в 16 миллионов километров от Земли. Зонд получил эти данные и отправил ответ также лазерным лучом. На Земле переданную им информацию получил телескоп Хейла в Паломарской обсерватории Калифорнийского технологического института. Это самая масштабная демонстрация оптической связи в истории.

Находясь на борту недавно запущенного космического аппарата Psyche, DSOC способен отправлять тестовые данные с высокой пропускной способностью на Землю. Цель DSOC – обеспечить скорость передачи данных, которая в 10-100 раз превышает радиочастотные системы, которые сегодня используются в космических аппаратах. Технологию будут тестировать два года, пока Psyche будет находиться в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

14 ноября бортовой лазерный приемопередатчик на борту Psyche, способный отправлять и принимать сигналы в ближнем инфракрасном диапазоне, подключился к мощному лазерному маяку восходящей линии связи из Лаборатории реактивного движения в Калифорнии. Маяк восходящей линии связи позволил приемопередатчику нацелить свой лазер нисходящей линии связи на Паломарскую обсерваторию, которая находится в 130 километрах от лаборатории. В это время автоматизированные системы на приемопередатчике и наземных станциях точно настроили его наведение.

Технология оптической связи, подобная DSOC – не новая, ее уже применяли на низких орбитах Земли и в направлении Луны, однако в глубоком космосе она используется впервые.

Тестовые данные также передавались одновременно по восходящей и нисходящей линиям связи – это процедура, известная как «закрытие канала», которая и была основной целью эксперимента. «Это была огромная задача, и нам предстоит проделать гораздо больше работы, но за короткое время мы смогли передать, получить и декодировать некоторые данные», - сказала руководитель операций DSOC Мира Сринивасан.

Далее специалисты будут работать над усовершенствованием систем связи, управляющих наведением нисходящего лазера, то есть комплекса DSOC, находящегося на борту зонда. После завершения испытаний, они приступят к демонстрации возможности поддержания широкополосной передачи данных от приемопередатчика в Паломарской обсерватории на различных расстояниях от Земли.

Тем временем космический аппарат Psyche проводит собственные тесты, в том числе – проверяет работу двигательных установок и испытывает приборы, которые будут использоваться для изучения астероида Психея в 2028 году. Тесты показывают, что все оборудование зонда работает штатно.