Гигантский телескоп получил самое детальное изображение выброса из черной дыры
Наука

Гигантский телескоп получил самое детальное изображение выброса из черной дыры

20 ноября 2023 года, 11:53

Ученые зафиксировали и в деталях рассмотрели один из крупнейших выбросов плазмы блазаром в истории наблюдений. Чтобы сделать это, несколько радиотелескопов пришлось объединить в одну гигантскую систему с «апертурой» около 100 тысяч километров, что в восемь раз больше диаметра Земли, а затем собрать все данные в одном аналитическом центре.

Блазары — это подтип квазаров (то есть активных ядер галактик с черными дырами в центре), потоки излучения которых направлены прямо на Землю. Для нас они являются самыми яркими и мощными источниками электромагнитного излучения в космосе. Причем природа испускаемых ими релятивистских струй до сих пор объясняется стандартной моделью с большой оговоркой.

А исходящий из центра далекого блазара 3С 279 выброс вообще практически не вписывается в теоретические построения. Он двигается почти со скоростью света и демонстрирует сложные структуры в виде завитков вблизи своего источника. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые решили детально его изучить.

К этой задаче исследователи подошли с размахом, объединив в одну систему сразу 23 радиотелескопа — на Земле и в космическом пространстве. Стержнем наблюдений оказался запущенный в направлении Луны «Радиоастрон», а мозговым центром стал Институт радиоастрономии Макса Планка в немецком Бонне, где данные были объединены для создания «виртуального телескопа» с эффективным диаметром около 100 тысяч километров.

«Благодаря "Радиоастрону" и сети из 23 радиотелескопов, распределенных по всей Земле, мы получили изображение внутренней части блазара с самым высоким разрешением на сегодняшний день, что позволяет нам впервые наблюдать внутреннюю структуру струи в таких деталях», — подчеркнул лидер исследования из Института астрофизики Андалусии в Гранаде Антонио Фуэнтес.

Оказалось, что разобранная до мелочей струя состоит из по меньшей мере двух скрученных нитей плазмы, простирающихся на 570 световых лет от ее центра. Причем они не прямые и не однородные, а демонстрируют изящные изгибы (отражение влияния приливных сил черной дыры). Другой причиной завихрений, скорее всего, являются нестабильности в самой плазме струи. Причем нестабильности, чуть ли не идущие вразрез с Общей Теорией Относительности (ОТО).

«Одним особенно интригующим аспектом является то, что они предполагают наличие спирального магнитного поля, которое ограничивает струю. Следовательно, это может быть магнитное поле, которое вращается по часовой стрелке вокруг струи в 3C 279, и которое направляет плазму струи, движущуюся со скоростью в 0,997 от скорости света», — отметил исследователь Гуан-Яо Чжао.

«Подобные спиральные нити наблюдались во внегалактических струях и раньше, но в гораздо больших масштабах. Там они, скорее всего, возникают из-за того, что разные части потока движутся с разной скоростью и сталкиваются друг с другом. Благодаря этому исследованию мы вступаем в совершенно новую область, в которой эти нити могут быть действительно связаны с самыми сложными процессами в непосредственной близости от черной дыры», — добавляет еще один член команды, астрофизик и выпускник МГУ Андрей Лобанов.

Возможности науки по объединению разрозненных технических средств для достижения одной масштабной цели в очередной раз вышли на новый уровень, что нашло свое отражение в результатах исследования. В этой связи астрофизики надеются на продолжение и развитие подобного опыта в будущем.