Американо-индийский спутник NISAR прошел испытания в рамках подготовки к запуску
Проекты

15 ноября 2023 года, 12:39

Радиолокационный спутник NISAR, разрабатываемый NASA и Индийской организацией космических исследований (ISRO) для получения детального представления об изменении климата на Земле, преодолел важный рубеж: 13 ноября завершились его 21-дневные испытания, целью которых было оценить способность аппарата функционировать при экстремальных температурах, а также в условиях космического вакуума. Запуск американо-индийского спутника запланирован на начало 2024 года.

Термовакуумные испытания проводились на предприятии ISRO по интеграции и испытаниям спутников в городе Бангалор на юге Индии. Подобного рода тесты позволяют определить, готов ли аппарат к полету в космос, например, выдержит ли он тряску, вибрацию и толчки, с которыми столкнется непосредственно во время запуска. Спутник NISAR (NASA-ISRO Synthetic Aperture Radar), частично покрытый теплозащитной оболочкой золотистого цвета, был помещен в вакуумную камеру 19 октября.

В течение следующей недели инженеры и технические специалисты подвергли аппарат 80-часовой выдержке при пониженной температуре до минус 10 градусов по Цельсию, а затем — столь же продолжительной выдержке при повышенной температуре до 50 градусов по Цельсию. «Это имитирует перепады температуры, которые будет испытывать космический аппарат при воздействии солнечного света и темноты на орбите», — объяснили в NASA.

Команды ISRO и Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) работали круглосуточно в течение трех недель, тестируя работу тепловых систем спутника и двух его основных научных приборов — радаров с синтезированной апертурой L-диапазона и S-диапазона — в самых экстремальных температурных условиях, с которыми они столкнутся в космосе. Этот последний раунд испытаний последовал за 20-дневными испытаниями в сентябре, в ходе которых инженеры оценили, соответствуют ли радиосигналы от антенн двух радиолокационных систем предъявляемым требованиям.

После успешного завершения испытаний NISAR вскоре оснастят солнечными панелями и 12-метровым радиолокационным отражателем, который будет разворачиваться в пространстве на конце девятиметровой стрелы, отступающей от космического аппарата. Ожидается, что спутник пройдет дополнительные испытания, прежде чем будет отправлен на космодром Сатиш Дхаван на острове Шрихарикота, где его установят на борту индийской ракеты-носителя Mark II и выведут на низкую околоземную орбиту.

Согласно имеющейся информации, NISAR будет запущен в начале 2024 года. Его основная задача — сканировать всю поверхность суши и льда на Земле каждые 12 дней, отслеживая в частности, как меняются ландшафты планеты с течением времени. В этом ему помогут две радарные системы с синтезированной апертурой, каждая из которых будет вести наблюдение с разным набором длин волн. Разработкой первой такой системы — L-диапазона — занимаются специалисты NASA, а в ISRO создают радарную систему с более короткой длиной волны — S-диапазона. Разработчики надеются, что полученные данные со спутника позволят подготовить план действий по смягчению последствий опасных природных явлений.

Проект NISAR — это первый раз, когда космические агентства США и Индии сотрудничают в разработке аппаратуры для дистанционного наблюдения за Землей. В 2014 году NASA и ISRO подписали соглашение о партнерстве, согласно которому американское агентство должно предоставить радар с синтезированной апертурой L-диапазона, систему высокоскоростной связи для научных данных, GPS-приемники, а индийская сторона — конструкцию для космического аппарата, радар S-диапазона, ракету-носитель и все необходимые услуги по запуску.