Ученые впервые обнаружили фосфор на окраинах Млечного Пути
Наука

Ученые впервые обнаружили фосфор на окраинах Млечного Пути

14 ноября 2023 года, 12:21

По современным представлениям, фосфор образуется путем синтеза из кремния в недрах сверхновых. Это отлично объясняло факт того, что данный элемент находят только во внутренних районах Млечного Пути, пока трое химиков из Университета Аризоны не обнаружили его на самой окраине нашей Галактики. Теперь, как замечает команда в исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученым придется искать новые объяснения механики появления фосфора во Вселенной.

Дело в том, что сверхновые, часто встречающиеся в срединных областях галактики, почти не обитают на ее периферии. Поэтому когда астрономы находили фосфор в местах массового «обитания» сверхновых, в этом не было ничего необычного. Но галактическая «провинция» преподнесла внезапный сюрприз.

Ученые Лилия Келемай, Карли Голд и Люси Зиурис изучали газовое облако WB89-621, расположенное в 73 тысячах световых лет от центра Млечного Пути. Проводя миллиметровый анализ спектров PO и PN, исследователи заметили линии, недвусмысленно указывающие на присутствие в столь отдаленном (и холодном) облаке фосфора. Проблема в том, что там нет сверхновых.

Ошибка в спектральном анализе облака была исключена. Таким образом, появилась необходимость как-то объяснить, как фосфор туда попал. Но все доводы, которые сразу пришли на ум трем исследователям, оказались крайне малоправдоподобными.

Например, галактические фонтаны, перемещающие вещество от сверхновых на огромные расстояния, все же не настолько мощные, чтобы частицы фосфора могли преодолеть расстояние в 22 парсека. Внегалактические источники — вроде Магеллановых Облаков — тоже довольно слабые кандидаты из-за своей бедности металлами (необходимых для синтеза таких элементов, как искомый).

Таким образом, внезапное открытие поставило перед астрохимиками и астрофизиками новую загадку. Пока что она выглядит как тупик, но если ученые найдут из него выход, то это может означать переворот в существующем понимании процессов синтеза элементов в глубинах Вселенной.