Китай снова обогнал США, испытав самый мощный в мире двигатель Стирлинга
Технологии

Китай снова обогнал США, испытав самый мощный в мире двигатель Стирлинга

13 ноября 2023 года, 15:41

По мнению китайских ученых, ими совершен один из самых значительных прорывов в альтернативной энергетике за последние лет двадцать: пока разработки NASA остаются лишь на бумаге, в Техническом институте физики и химии при Китайской академии наук (CAS) уже заработал самый мощный на сегодняшний день термоакустический генератор (двигатель) Стирлинга.

Паровые двигатели и пришедшие им на смену турбины и ДВС имеют много недостатков, в том числе неэкологичность, сложность конструкции и шумность. Схема, предложенная в начале XIX века шотландским священником и изобретателем Робертом Стирлингом, является развитием идеи паровой машины, относится к двигателям внешнего сгорания (то есть тепло для рабочих процессов поступает извне, в то время как в ДВС топливо сгорает внутри камеры сгорания) и выполняет работу благодаря чередованию нагревания и охлаждения газообразного рабочего тела в закрытом цилиндре.

В некоторых областях техники такой двигатель может быть популярен — там, где важны, прежде всего, бесшумность и высокий КПД. Например, на подводных лодках или летательных аппаратах. Некоторые шведские и китайские субмарины оснащены вариацией двигателя Стирлинга.

Эффективный генератор с двигателем Стирлинга — для выработки электроэнергии в космосе — долгие годы пытается разработать NASA, но пока не может похвастаться даже прототипами. Единственное, что есть у американского аэрокосмического агентства, это патент.

Китайцы же только что предъявили миру рабочую установку, которая в ходе демонстрации своих возможностей выдала 102 КВт мощности при температуре источника тепла 530 градусов Цельсия. Впервые генератор такого типа преодолел порог в 100 КВт. При этом размеры двигателя достаточно скромные — его длина всего около двух метров.

Представленная китайцами инновационная система состоит из двигателя Стирлинга (тепло от внешнего нагрева преобразуется в звуковые волны, образующие акустическое поле, двигающее рабочий поршень) и линейного электрогенератора, вырабатывающего переменный ток, двигаясь в магнитном поле. Основная «фишка» предложенной системы — именно в использовании линейного электрогенератора, имеющего минимум подвижных частей.

По словам профессора института-разработчика Ху Цзяньина, КПД аппарата поражает:  «В настоящее время эффективность преобразования тепла в электричество [в нашей установке] составляет около 28%, а при использовании более горячего теплоносителя с температурой 600 градусов эффективность может достигать 34%». В этом случае двигатель по эффективности сравнится или превзойдет паровую турбину.

Но главными плюсами, как отметил коллега Ху Цзяньина профессор Луо Эрканг, являются надежность линейного электрогенератора, простота конструкции, малое количество подвижных частей и возможность работы от различных источников тепла: «Он работает тихо и эффективно и может использовать различные виды тепла, включая солнечную энергию, "отработанное" тепло и сжигание биомассы».

Новый термоакустический генератор, разработанный CAS, вполне мог бы открыть новую эпоху в альтернативной энергетике. «Линейный двигатель, состоящий из поршня, приводимого в движение звуковыми волнами, постоянных магнитов и катушек, способствует высокой эффективности преобразования. Его симметричная конструкция также устраняет некоторые вредные вибрации», — отмечает Ху Цзяньин.

Генератор будет использоваться не только на китайских атомных субмаринах, но и на космических аппаратах. Не исключено, что он со временем будет установлен и на совместной российско-китайской Международной научной лунной станции.