В тесном контакте: Юрий Борисов о проекте «Байтерек» и отправке на МКС казахского космонавта
Мнения

10 ноября 2023 года, 12:45

Гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что российская госкорпорация находится в «очень тесном» контакте с коллегами из Казахстана. По его словам, все нынешние пилотируемые полеты по российской космической программе осуществляются с космодрома Байконур, также стороны сотрудничают по проекту строительства космического ракетного комплекса «Байтерек» и обсуждают возможность отправки на орбиту казахстанского космонавта.

Россия заинтересована в том, чтобы продолжать осуществлять пилотируемые полеты с Байконура, который расположен на территории Казахстана между городом Казалинск и поселком Джусалы. Как напомнил Борисов, именно с этого космодрома «начиналась вся мировая космонавтика». В то же время для реализации российской космической программы востребованы и отечественные космодромы, такие как Восточный и Плесецк.

«С Байконура начиналась вся мировая космонавтика. Мы, конечно же, заинтересованы в продолжении. [У него] уникальное географическое положение. Сегодня пилотируемые полеты осуществляются только пока с Байконура. Мы еще не реализовали возможность осуществления полетов с Восточного», — поделился глава Роскосмоса в интервью «Известиям».

По его словам, в настоящее время госкорпорация сотрудничает и находится в тесном контакте с коллегами из Казахстана — в частности, с ними Роскосмос связывает проект «Байтерек», который стартовал в 2004 году. Он предполагает строительство на космодроме Байконур современного космического ракетного комплекса, предназначенного для запусков аппаратов с помощью экологически чистых ракет, а именно перспективного носителя среднего класса «Союз-5», который по грузоподъемности занимает позицию между «Союзом-2» и «Протоном-М».

Также Борисов поделился, что недавно Роскосмос получил от представителей из Казахстана запрос на разработку спутника связи. Стоит отметить, что сотрудничество двух стран в этом направлении осуществляется уже не впервые: ранее Россия уже построила для республики три спутника связи KazSat. Первый из них был запущен с Байконура в 2006 году с помощью российской ракеты-носителя «Протон-К», однако в 2008 году вышел из строя. Следующие два аппарата были выведены на орбиту «Протонами-М» в 2011 и 2014 годах.

Помимо разработки спутника связи, Россия и Казахстан также изучают возможность отправки на орбиту космонавта из республики, добавил Борисов. «Мы обсуждаем вопрос запуска на орбиту казахстанского космонавта, поэтому у нас очень тесное сотрудничество», — заявил он. Первым космонавтом Республики Казахстан стал Айдын Аимбетов, совершивший полет в космос в сентябре 2015 года. Он вошел в состав 18-й экспедиции посещения Международной космической станции, куда его доставили на российском корабле «Союз ТМА-18М» и вернули на Землю на «Союзе ТМА-16М».

Накануне в Астане прошли переговоры президентов России и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева. По итогам встречи стороны договорились продолжить сотрудничество в космической отрасли и подчеркнули, что в будущем оно может быть расширено, в том числе в сфере производства космической техники. Отдельно в совместном заявлении глав государств упоминается проект «Байтерек», имеющий «весомый мультипликативный потенциал»: речь идет о создании новых рабочих мест, повышении компетенций, передаче технологий и формировании корпуса национальных специалистов.