Бетельгейзе может быть плодом "тихого" звёздного слияния
Большой взрыв

Бетельгейзе может быть плодом "тихого" звёздного слияния

9 ноября 2023 года, 13:06

Недавние наблюдения показали новые странности в поведении Бетельгейзе — она вращается намного быстрее и содержит гораздо больше тяжелых элементов, чем другие звёзды-гиганты. Команда астрономов во главе с Сагивом Шибером из Университета Луизианы провела сложную компьютерную симуляцию и предложила радикальное объяснение: огромная Бетельгейзе является результатом недавнего слияния двух меньших звезд. Результаты ожидают публикации в Астрофизическом журнале.

Обычно массивные звезды, подходя к концу своей жизни, вырабатывают так много гелия, что синтез водорода переходит в верхние слои их тел. Но в атмосфере Бетельгейзе содержится невероятно много азота — что является признаком недавнего "перемешивания" внутри неё. Кроме того, трудно объяснить её очень быстрое вращение без привлечения какого-то катастрофического события в недавнем прошлом.

Собрав воедино всю доступную информацию, астрофизики провели систематический и тщательный анализ сценария рождения Бетельгейзе в результате "тихого слияния" двух звёзд — ведь двойные системы чрезвычайно распространены в нашей Галактике.

Согласно полученной симуляции, масса первичной звезды должна была составлять более 16 масс Солнца, причём она уже была на пути к превращению в красный сверхгигант. Её "спутница" была бы в этом случае гораздо менее массивной — около четырёх масс Солнца — и в отличие от "коллеги" всё ещё активно синтезировала водород в глубине ядра. В конце концов произошло их слияние.

Но если обычно такие катастрофические события сопровождаются колоссальными вспышкакми энергии, то в данном случае всё прошло довольно тихо. Благодаря значительной разнице масс, звезду-компаньона просто "затянуло" в атмосферу гиганта. В результате чего поглощаемая звезда, закручиваясь по спирали, слилась с гелиевым ядром, резко ускорив вращение образовавшегося гиганта и высвободив огромное количество энергии.

Часть вещества звезды (около 60% массы Солнца) мгновенно выбросило в космос несколькими мощными струями. Именно оно и вытеснило в верхние слои атмосферы азот. Ядро разрушилось, ненадолго "омолодив" Бетельгейзе и заново запустив внутри неё синтез водорода.

Впрочем, сжимаемая собственными приливными силами звезда вскоре снова превратилась в красного гиганта, переживающего финал своего существования.

Весь этот сценарий непротиворечив и довольно изящен, но трудно доказуем. До правды земная наука докопается, вероятно, лишь когда Бетельгейзе взорвётся — исторгая наружу и делая доступным для подробного спектрального анализа весь свой химический состав. Но подождать этого придётся, скорее всего, от пары сотен до нескольких десятков тысяч лет.