Япония отложила полет к астероиду Фаэтон из-за проблем с ракетой Epsilon S

8 ноября 2023 года, 12:50

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) приняло решение отложить запуск межпланетного зонда DESTINY+ к околоземному астероиду (3200) Фаэтон, который является родительским телом одного из самых мощных метеорных потоков Геминиды, наблюдаемого в середине декабря. Изначально планировалось, что космический аппарат отправится к своему пункту назначения в следующем году, но из-за проблем с разработкой малой ракеты-носителя Epsilon S старт перенесли на 2025 год.

В июле этого года с японской ракетой Epsilon S произошло ЧП: во время испытаний на полигоне Ноширо в префектуре Акита двигатель ее второй ступени взорвался примерно через минуту после старта. В результате этого инцидента была повреждена крыша и часть наружных стен здания, где проводились тесты. Произошедшее отодвинуло на неопределенный срок первый пуск носителя, а вместе с ним — и старт миссии DESTINY+, которая должна отправиться к астероиду Фаэтон на его борту.

Межпланетный зонд DESTINY+, полное название которого — Demonstration and Experiment of Space Technology for INterplanetary voYage with Phaethon fLyby and dUst Science, будет запущен с космодрома Учиноура. Ожидается, что ракета Epsilon S доставит его на эллиптическую орбиту, после чего космический аппарат весом 480 килограммов совершит отделение от носителя и продолжит движение на собственных четырех ионных двигателях, используя гравитационный маневр у Луны для ускорения в дальнем космосе. Зонд также будет оснащен тонкопленочными легкими панелями солнечных батарей.

DESTINY+ совершит облет Фаэтона и исследует его поверхность с помощью телескопических и многополосных камер. В 2029 году, как ожидается, зонд подлетит к астероиду на расстояние 500 километров, двигаясь со скоростью примерно 33 километра в секунду. (3200) Фаэтон — это крайне любопытный околоземный объект, обладающий характеристиками, сходными как с астероидами, так и с кометами, что делает его необычным источником метеорного потока и объектом особого научного интереса.

Фаэтон представляет собой небольшой околоземный астероид из группы аполлонов, который принадлежит к редкому спектральному классу B, и является родительским телом метеорного потока Геминиды. Его особенность заключается в необычной крайне вытянутой орбите — из-за нее в процессе своего движения вокруг Солнца он пересекает орбиты всех четырех планет земной группы от Меркурия до Марса. При этом астероид подходит достаточно близко к Солнцу: за счет этого он и был назван в честь героя греческого мифа о Фаэтоне, сыне бога солнца Гелиоса.

Помимо Фаэтона, космический аппарат DESTINY+ также проведет анализ межпланетной и межзвездной пыли с помощью специального прибора, разработанного под руководством Штутгартского университета и при поддержке Немецкого центра авиации и космонавтики (DLR). В ходе этих исследований зонд попытается оценить, какую роль частицы пыли и связанные с ними органические соединения могли сыграть в возникновении жизни на Земле.

Epsilon-S — твердотопливная ракета-носитель легкого класса, разработанная и сконструированная JAXA и корпорацией IHI для замены текущей серии Epsilon. В отличие от своей предшественницы, новая модификация ракеты оснащена усовершенствованным обтекателем. Ее высота составляет 26 метров, диаметр — 2,5 метра, а грузоподъемность — от 590 до 700 килограммов. Она предназначена для запуска легких научных космических аппаратов.

Первая Epsilon взлетела еще в 2013 году. С тех пор JAXA успело осуществить еще пять удачных пусков ракет этой серии, пока шестая — Epsilon 6 — не потерпела неудачу в 2022 году: она самоуничтожилась спустя 10 минут после запуска из-за технической неисправности. После этого случая агентство отложило запуск Epsilon S на 2024 год.

Вас может заинтересовать