Цивилизации могут использовать гравитационные линзы для передачи энергии между звёздами
Мнения

7 ноября 2023 года, 13:55

Гравитационные линзы могут не только служить «окном» в более древнюю Вселенную, но и позволять более развитым космическим цивилизациям обмениваться друг с другом информацией и энергией. Такое предположение высказал российский физик Вячеслав Турышев: своё видение этого «галактического интернета» он изложил в статье для журнала Physical Review.

Первоначально гравитационные линзы вошли в сферу интересов Турышева (работающего в Лаборатории реактивного движения НАСА) как помощники в проектах поиска внеземного разума. В качестве самой близкой к нам линзы, которая позволила бы видеть отдалённые экзопланеты, физик предлагал использовать Солнце. Но постепенно оказалось, что область применения этого явления гораздо шире, чем кто-либо мог предположить.

Согласно расчётам Турышева, в предельных случаях эффект линзирования может привести к тому, что удалённая на световые годы экзопланета будет наблюдаться так, словно телескоп находится прямо на её орбите (пусть и достаточно высокой). Но это лишь часть возможностей: тот же эффект можно использовать для фокусировки лучей энергии и передачи её в другие звёздные системы.

По словам учёного, то же оборудование, которое используется для межпланетной связи (только в большем масштабе), могло бы позволить парам удачно расположенных звёзд на порядки облегчить передачу энергии на межзвездные расстояния. Хотя, разумеется, практическая реализация подобной идеи потребует несколько иных технологий, чем те, которыми в настоящий момент располагает человечество:

«Это тема, от которой я довольно долго старался держаться подальше, поскольку не было разработано аналитических инструментов для изучения передачи энергии. Теперь многие актуальные и важные темы хорошо изучены, что сделало данную работу возможной. Теоретически вполне возможно достичь оптимального соотношения сигнал/шум» – заметил исследователь.

Согласно модели, предложенной российским физиком, в фокальной области линзы необходимо расположить передатчик с точечным источником, который усиливает мощность, улавливаемую приемником. Таким образом, передача энергии будет осуществляться по тем же принципам, что и усиление света, только в обратном направлении. И разумеется, на другом конце понадобится приёмник.

Прежде всего таким способом можно передавать солнечную энергию – одну из наиболее чистых и доступных (пусть на данном уровне развития технологий – экономически малоэффективную). Причём такую передачу можно реализовать не только в галактическом масштабе, но и в пределах Солнечной системы – достаточно заставить спутники на низкой околоземной орбите собирать энергию нашей звезды и передавать её на приёмные станции на Земле с помощью микроволновых лазеров.

Как подчеркнул Турышев, математические расчеты верны, но предстоит еще много работы: «Мы показываем осуществимость и предоставляем инструменты, которые можно использовать для решения всех этих нюансов. …Необходимо рассмотреть еще много тем – несоосность передатчика, линзы №1, линзы №2 и приёмника, наличие неисчезающих квадрупольных моментов, характеризующих внутреннюю структуру линзы, и т.д. Всё, что нам сейчас нужно – это с ними разобраться».