«Хаббл» сделал уникальный ультрафиолетовый снимок Юпитера
Наука

«Хаббл» сделал уникальный ультрафиолетовый снимок Юпитера

3 ноября 2023 года, 10:32

В честь противостояния Юпитера, когда газовый гигант оказался на одной линии с Солнцем и Землей, NASA опубликовало ультрафиолетовое изображение планеты, сделанное телескопом Хаббл. На фото видно «Большое Красное Пятно» – гигантский ураган, размером вдвое превышающий Землю, который существует не менее 350 лет. Изображение поможет ученым создать 3D-карту облаков атмосферы Юпитера, а также исследовать явления, недоступные человеческому взгляду.

NASA опубликовало ультрафиолетовое фото Юпитера, сделанное Хабблом в честь достижения газовым гигантом противостояния. Это такое положение небесного тела Солнечной системы, в котором оно находится примерно на одной линии с Солнцем и Землей. Юпитер в этот момент находился на минимальном расстоянии от нашей планеты и был легко различим даже без телескопа. Это явление происходит раз в 13 месяцев из-за различия в скоростях орбитального движения Земли и Юпитера.

Противостояние также является оптимальным временем для астрономических наблюдений и изучения Юпитера, поскольку планета полностью освещена солнечным светом. На изображении Хаббла виден знаменитый гигантский ураган, известный как «Большое Красное Пятно», являющийся одной из наиболее заметных особенностей газовой планеты. Это огромное вихревое облако, размер которого вдвое больше Земли: 24-40 тысяч км в длину, 12-14 тысяч км в ширину.

Большое Красное Пятно существует, по крайней мере, 350 лет, и его заметили первые астрономы, включая Галилео Галилея и Роберта Гука, хотя они не имели возможности изучить его подробно. Современные наблюдения показывают, что ураган обладает огромными скоростями ветра, достигающими 432 километра в час. Цвет Большого Красного Пятна меняется со временем от кирпично-красного до светло-розового. Хотя точные причины этого явления пока неизвестны, предполагается, что это может быть связано с изменениями в химическом составе и температуре атмосферы Юпитера.

Хотя ураган кажется людям красным, на ультрафиолетовом изображении Хаббла он выглядит темнее из-за того, что частицы высокоатмосферного тумана поглощают свет на волнах такой длины. Возможности телескопа наблюдать космос в ультрафиолетовом свете позволяют исследователям видеть явления, недоступные человеческому глазу: свет от самых горячих и молодых звезд, состав, плотность и температуры межзвездной материи и эволюцию галактик.

Команда Хаббла планирует использовать полученные снимки, чтобы составить 3D-карту облаков в атмосфере Юпитера. Примечательно, что цвета изображения подобраны искусственно, так как человеческое зрение не способно воспринимать ультрафиолетовый свет. Поэтому цвета видимого спектра света были присвоены изображениям, каждое из которых было сделано с использованием различного ультрафиолетового фильтра. В данном случае присвоенные цвета для каждого фильтра следующие: синий F225W, зеленый F275W и красный F343N.