«Шэньчжоу-16» вернул трех китайских космонавтов на Землю со станции «Тяньгун»
На орбите

«Шэньчжоу-16» вернул трех китайских космонавтов на Землю со станции «Тяньгун»

31 октября 2023 года, 10:22

Три китайских космонавта Цзин Хайпэн, Чжу Янчжу и Гуй Хайчао в спускаемом аппарате пилотируемого корабля «Шэньчжоу-16» вернулись на Землю 31 октября в 8 часов 11 минут 34 секунды по пекинскому времени. Они почти пять месяцев работали на орбитальной станции «Тяньгун» и передали смену шестому долговременному экипажу в составе космонавтов Тан Хунбо, Тан Шэнцзе и Цзян Синьлинь, прибывшему на станцию на корабле «Шэньчжоу-17» 26 октября.

Посадка спускаемого аппарата корабля «Шеньчжоу-16» произошла в пустыне Гоби на площадке «Дунфэн» в автономном районе Внутренняя Монголия, сообщили в Китайском агентстве пилотируемой космонавтики (CMSA). Тайконавты Цзин Хайпэн, Чжу Янчжу и Гуй Хайчао вернулись на Землю после очередной, пятой, ротации экипажа на китайской орбитальной станции «Тяньгун». Они провели в полете пять месяцев (153 суток 22 часа 40 минут). Их самочувствие после полета отличное.

Корабль «Шэньчжоу-16» отделился от станции «Тяньгун» в понедельник 30 октября в 20:37 по пекинскому времени, сообщили в CMSA. Чжу Янчжу и Гуй Хайчао полетели в космос первыми из 18 тайконавтов третьего набора, объявленного 1 октября 2020 года. Гуй Хайчао также стал первым специалистом по полезной нагрузке в истории пилотируемых полетов Китая. Основная программа экипажа на борту орбитальной станции включала в себя выход Цзин и Чжу в открытый космос на 7 часов 55 минут, выращивание овощей, а также проведение множества других научных экспериментов.

Экипаж «Шэньчжоу-16» стал пятым экипажем, работавшим на станции «Тяньгун», и 11-м полетом тайконавтов в целом. Вместо них на орбитальной станции приступил к работе экипаж корабля «Шэньчжоу-17», который включает в себя космонавтов Тан Хунбо, Тан Шэнцзе и Цзян Синьлинь. Они прибыли на «Тяньгун» 26 октября и будут работать на орбите около шести месяцев. Планируется, что тайконавты вернутся на Землю в апреле 2024 года. Во время своей экспедиции они встретят и разгрузят грузовой космический корабль «Тяньчжоу-7» и, возможно, новый периодически отделяемый модуль с огромным телескопом «Сюньтянь». Их сменит экипаж космического корабля «Шэньчжоу-18».

Первая китайская модульная орбитальная станция «Тяньгун» совершает полет по орбите высотой от поверхности Земли около 400 километров и наклонением к плоскости экватора 41,5°. Она стала третьей модульной пилотируемой орбитальной станцией, после ОК «Мир» и МКС. Она меньше по размеру, чем эти станции. В настоящий момент состоит из трех модулей, пилотируемого и грузового кораблей и имеет массу около 100 тонн. Первый, базовый модуль станции «Тяньхэ» стартовал 29 апреля 2021 года, к нему 24 июля и 31 октября 2022 года в форме буквы Т пристыкованы научные модули «Вэньтянь» и «Мэнтянь».

Станция «Тяньгун» рассчитана на постоянную работу трех человек, но может обеспечить жизнедеятельность шести космонавтов во время смены экипажа. На Международном астронавтическом конгрессе (IAC-2023) в Баку в начале октября члены китайской делегации рассказали, что количество модулей станции «Тяньгун» планируется увеличить с трех до шести в ближайшие годы.