115 лет со дня рождения Алексея Исаева — изобретателя «космических тормозов»
На днях российская космическая отрасль отметила 115 лет со дня рождения главного конструктора ракетных двигателей, изобретателя жидкостных ракетных двигателей закрытого типа, создателя первого водородно-кислородного двигателя Алексея Михайловича Исаева. По сути именно ему человечество обязано регулярными полетами в космос. «Космические тормоза» разработки ОКБ-2 Исаева позволили вернуться на Землю Юрию Гагарину и всем последующим космонавтам.
В конце ноября 1958 года, Сергей Королев предложил Алексею Исаеву, возглавлявшему в то время ОКБ-2 (с 1967 года — Конструкторское бюро химического машиностроения), разработать для пилотируемого корабля «Восток» тормозную двигательную установку (ТДУ), которая обеспечила бы тормозной импульс для спуска с околоземной орбиты. Впервые двигатель должен был запускаться и работать в условиях невесомости после орбитального полёта и обладать при этом практически стопроцентной надежностью. Резервного двигателя на «Востоках» не было предусмотрено и потому от ТДУ Исаева зависела жизнь космонавта. Эта непростая задача была блестяще решена. Разработанная ТДУ-1 для первого в мире пилотируемого корабля обеспечила возвращение на Землю не только Юрия Гагарина. Эта двигательная установка безотказно работала в космосе на более чем 75 спутниках, на кораблях «Восток», «Восходах», фоторазведывательных спутниках серии «Зенит» и многих других космических аппаратах.
Для последующих пилотируемых космических кораблей КБ Исаева разрабатывало уже корректирующе-тормозные двигательные установки (КТДУ), которые использовались на пилотируемых кораблях серии «Союз» (С5.35 и С5.60 и их модификации) станциях «Салют» (С5.66). Его двигатели устанавливались на космических аппаратах «Молния-1» (С5.31) и многих КА серии «Космос», автоматических межпланетных станциях «Марс», «Венера», «Зонд». Исаевский двигатель КРД-61 устанавливался на возвращаемых с Луны ракетах, которые взлетали с поверхности Луны и доставляли на Землю лунный грунт, правда уже после его ухода из жизни. Для полета человека на Луну исаевским КБ были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (С5.62) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД РД-56.
Путь Алексея Исаева к космонавтику не был прямым. Родился он в Российской империи 24 октября 1908 в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета М.М. Исаева и не помышлял о космосе. После окончания в 1931 года Московского горного института работал инженером в различных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате. Казалось, его деятельность была страшно далеко от космоса. Но путь туда у Алексея Исаева, как и у С.П. Королева, пролег через авиацию. В 1934 году он поступил на работу конструктором бригады механизмов и шасси на завод №22 авиационного конструкторского бюро В.Ф. Болховитинова. Его первая разработка — шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».
В 1939 году он работал уже ведущим конструктором опытного самолета «И». Затем Алексею Исаеву поручили сначала доработку старого двигателя, а затем разработку нового ракетного двигателя (РД-1) для первого советского ракетного самолета БИ-1, на котором 15 мая 1942 года летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил первый полет. В 1944 году Алексей Исаев уже главный конструктор. Через два года прошла испытания изобретенная им цельносварная камера сгорания жидкостного ракетного двигателя, внедрение которой позволило создавать более надежные ракетные двигатели. В 1947 году КБ, которым руководил Исаев стало называться ОКБ-2. Алексею Исаеву было поручено создать двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». С заданием его КБ успешно справилось. А вот выполнение заказа Семена Лавочкина на создание двигателя с тягой 8 тонн столкнулось с необъяснимыми явлениями: ЖРД при стендовых испытаниях взрывались на первых секундах работы. Выяснилось, что взрывы происходят из-за низкочастотных колебаний при сгорании топлива. Исаев предложил установить в двигатель антипульсационные перегородки. Это помогло. В дальнейшем метод Исаева широко применялся в конструкциях советских ракетных двигателей.
Успехи Исаева заинтересовали С. П. Королева. За которым последовал следующий шаг Исаева в космос: для начала Сергей Павлович применил восьмитонный двигатель Исаева С2.253 в своей ракете малой дальности Р-11 и ее флотской модификации Р-11ФМ. С тех пор двигатели КБ Исаева устанавливались на многих ракетах морского базирования, причем даже после передачи этой тематики из ОКБ-1 Королева в СКБ-385 В. П. Макеева.
C 1954 года исаевское КБ разработало ЖРД с турбонасосным агрегатом С2.711 для зенитной управляемой ракеты В750 и четырехкамерные двухрежимные ЖРД С2.1100 и С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
В декабре 1958 году к ОКБ-2 А.М.Исаева было присоединено ОКБ-3 Д.Д.Севрука, а через месяц выделилось из НИИ-88 в самостоятельную организацию. С этого момента для ОКБ-2 Исаева и началась работа в основном на космос.
Авторитет А.Исаева в космической отрасли был исключительно высок. Огромный вклад ОКБ-2 в развитие отечественного ракетного двигателестроения неоспорим: сложность и новизна технических проблем, которые ему и его коллективу приходилось решать, невероятный объем и разнообразие решаемых задач и напряженные темпы создания ракетной техники требовали полной самоотдачи.
Его заслуги в двигателестроении были высоко оценены государством. В 1948 году Алексей Михайлович стал лауреатом Сталинской премии за разработку нового двигателя для самолетов. В 1956 года ему присвоено звание Герой Социалистического Труда за участие в создании баллистической ракеты Р-11. В 1958 году он удостоен Ленинской, а в 1968-м Государственной премий. За выдающиеся достижения Алексей Исаев награжден четырьмя орденами Ленина и ордерном Октябрьской революции, множеством медалей.
Алексей Михайлович Исаев был выдающимся конструктором и яркой личностью. Он обладал феноменальной работоспособностью и умел создавать вокруг себя особую атмосферу творчества и преданности делу. Научная и техническая интуиция, инженерный здравый смысл, неутомимость в проведении сотен и сотен испытаний — эти качества сделали его великим двигателистом. Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался в 1971 году в Москве, на 63-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.