Пакистан присоединился к российско-китайскому проекту создания лунной станции
Проекты

Пакистан присоединился к российско-китайскому проекту создания лунной станции

23 октября 2023 года, 08:29

Комиссия по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы Пакистана (SUPARCO) стала официальным участником проекта строительства Международной научной лунной станции (МНЛС). Соответствующее соглашение руководитель Китайского национального космического управления (CNSA) Чжан Кэцзянь и пакистанский посол в КНР Моин уль Хак, выступавший от имени SUPARCO, подписали 18 октября.

На церемонии заключения соглашения также присутствовали глава китайского правительства Ли Цян и исполняющий обязанности премьер-министра Пакистана Анвар уль Хак Какар. CNSA и SUPARCO договорились осуществлять широкое взаимодействие при эксплуатации МНЛС, а также обучении научного персонала. Кроме того, стороны подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области борьбы с космическим мусором и управления «космическим движением».

Проект МНЛС предполагает строительство обитаемой станции на поверхности Луны или на ее орбите в 2030-х годах. Инициативу считают потенциальным конкурентом возглавляемой NASA программе Artemis. Основными участниками проекта МНЛС выступают Россия и Китай: в марте 2021 года они подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области создания лунной станции, а в июне того же года представили дорожную карту проекта. Также программа открыта и для других стран, готовых к совместной деятельности «на равноправных условиях». 8 октября к проекту присоединился Азербайджан.

Пакистан уже участвует в беспилотной экспедиции КНР по исследованию Луны, которая в настоящее время находится в стадии разработки. Речь идет об автоматической межпланетной станции «Чанъэ-6», запуск которой запланирован на середину 2024 года. Космический аппарат должен будет осуществить посадку в районе Южного полюса естественного спутника Земли, отобрать образцы грунта и доставить их на Землю. В рамках этого проекта Пакистан работает над созданием кубсата ICUBE-Q в сотрудничестве с Шанхайским университетом Цзяотун.

В настоящее время SUPARCO располагает несколькими спутниками на орбите, включая спутник дистанционного зондирования земли PRSS-1, построенный и запущенный Китаем в 2018 году. Экспериментальный аппарат PakTES-1A, произведенный SUPARCO, также был выведен на орбиту с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-2C». Ранее сообщалось, что CNSA и SUPARCO работают над подписанием рамочного соглашения о сотрудничестве в области полетов человека в космос.

Проект строительства МНЛС предполагает реализацию пяти этапов в период с 2031 по 2035 год. Сначала будет создан командный центр, энергетическая и коммуникационная инфраструктуры, затем начнется строительство инфраструктуры для изучения лунной физики и сбор образцов, на третьем этапе планируется отработка технологий по использованию лунных ресурсов прямо «на месте», а на четвертом — отработка и проверка технологий для биомедицинских экспериментов, а также сбор и возврат на Землю образцов. Заключительный этап предполагает строительство инфраструктуры для лунной астрономии и наблюдений нашей планеты с поверхности Луны.

Не так давно Китай приступил к созданию организации ILRSCO, которая будет координировать проект по возведению лунной базы. К октябрю CNSA намерено заключить оставшиеся соглашения и меморандумы с космическими агентствами и организациями других стран. В этом году были подписаны документы с Азиатско-Тихоокеанской организацией по космическому сотрудничеству (APSCO), швейцарской компанией nanoSPACE AG и Гавайскими островами. Кроме того, CNSA ведет переговоры по соглашениям еще с более чем 10 странами и организациями.

Конкуренцию в области освоения Луны КНР и России составляют США, которые также стремятся увеличить количество участников, подписавших с ними соглашения в рамках лунной программы «Артемида». На данный момент NASA привлекло к подписанию совместных соглашений 28 стран, из них совсем недавно к проекту присоединились Аргентина, Индия и Эквадор.