Зонд NASA Juno сделал самые четкие снимки спутника Юпитера Ио
Большой взрыв

Зонд NASA Juno сделал самые четкие снимки спутника Юпитера Ио

20 октября 2023 года, 10:59

Автоматическая межпланетная станция NASA Juno сделала новые снимки спутника Юпитера Ио — самого вулканически активного тела в Солнечной системе. Это самые детальные и четкие изображения Ио за последние годы, сделанные на расстоянии чуть более 11 тысяч километров от его поверхности.

Космический аппарат Juno пролетел мимо спутника Юпитера Ио 15 октября, приблизившись к его поверхности на достаточно близкое расстояние — около 11 680 километров. На новых снимках видно анти-юпитерианское полушарие Ио — то есть полушарие, всегда повернутое в противоположном направлении от Юпитера, северная полярная область и под-юпитерианское полушарие спутника (сторона Ио, которая всегда обращена к Юпитеру).

Изображения раскрывают новые детали о северном полярном регионе Ио — области, усеянной невулканическими горами, высота некоторых из которых достигает 6000 метров. В этом регионе видно относительно немного вулканов. Такая же взаимосвязь наблюдается и в других регионах Ио, где число гор и вулканов, по-видимому, не взаимосвязаны.

В частях Ио, запечатленных на снимках, практически ничего не поменялось за последние 15-20 лет, если сравнивать их со снимками Galileo и New Horizons. Самое заметное изменение — большое поле, образовавшееся на южной оконечности вулкана Сурт от потока лавы.

Это самые детальные и четкие снимки Ио после тех, что были сделаны зондом Galileo, который изучал Юпитер с 1995 по 2003 год. «Изображения, подобные этим, обеспечат исследователей спутника Ио обширной аналитической работой на долгие годы вперед», — считают в NASA.

В ближайшие месяцы зонд совершит еще несколько сближений со спутником Ио — 30 декабря 2023 года и 3 февраля 2024 года станция подлетит к нему на расстояние всего 1500 километров.

Спутник Юпитера Ио уникален тем, что является самым геологически активным телом Солнечной системы — на нем насчитывается более 400 действующих вулканов. Такая вулканическая активность обусловлена периодическим нагревом недр спутника в результате трения, которое происходит, вероятно, из-за приливных гравитационных воздействий со стороны Юпитера и других спутников — Каллисто, Европы и Ганимеда. Вулканические выбросы создают тонкую неоднородную атмосферу Ио и потоки плазмы в магнитосфере Юпитера, в том числе огромный плазменный тор вокруг него.