NASA начало новую серию испытаний двигателей RS-25 для будущих миссий Artemis
Технологии

NASA начало новую серию испытаний двигателей RS-25 для будущих миссий Artemis

19 октября 2023 года, 11:19

Специалисты NASA успешно провели первое из 12 запланированных до начала 2024 года огневых стендовых испытаний двигателя RS-25 для ракеты Space Launch System (SLS), которой в ноябре 2024-го предстоит обеспечить пилотируемый полет к Луне в рамках миссии Artemis II. Это заключительный раунд тестов перед производством обновленного комплекта двигателей, которые агентство будет использовать для полетов на Луну и за ее пределы.

Во время испытаний в Космическом центре имени Джона Стенниса NASA в штате Миссисипи один RS-25 проработал более девяти минут, или 550 секунд. Это отличный результат, учитывая, что во время реального пуска ракеты SLS двигатели должны отработать 500 секунд.

Чтобы достичь показателей, необходимых при запуске SLS, тяга двигателя была увеличена до 111%. Огневые испытания стали первыми из 12 тестов, запланированных на 2024 год. Это ключевой шаг для компании-разработчика двигателей Aerojet Rocketdyne, которая принадлежит сейчас L3Harris Technologies. В ходе испытаний будут собраны данные о характеристиках нескольких новых ключевых компонентов двигателя, включая сопло, гидравлические силовые приводы, гибкие участки трубопроводов подачи и турбонасосы.

Как отметили в NASA, конструктивные особенности компонентов двигателя во время тестов соответствовали тем, которые использовались во время первоначальной серии сертификационных испытаний в июне. «Aerojet Rocketdyne использует передовые технологии производства, такие как 3D-печать, чтобы сократить затраты и время, необходимые для изготовления новых двигателей», — подчеркнули в агентстве.

RS-25 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком кислороде и жидком водороде. Аналогичные двигатели использовались для космического корабля NASA Space Shuttle, начиная с его первого полета в 1981 году и до окончания эксплуатации в 2011 году. Четыре RS-25 должны будут обеспечивать работу ракеты-носителя SLS во время лунных программ NASA Artemis. Впервые двигатели, ранее стоявшие на шаттлах, использовались 16 ноября 2022 года, когда  ракета-носитель SLS отправила к Луне космический корабль Orion в рамках Artemis I.

Американская лунная программа «Артемида» предполагает восстановление присутствия человека на Луне впервые после миссии «Аполлон-17» в 1972 году. В ходе ее третьего этапа — Artemis III, старт которого намечен на 2025 год, — планируется высадка астронавтов на поверхность естественного спутника Земли. А во время запланированной на конец 2024 года миссии Artemis II, которая станет первой пилотируемой миссией космического корабля Orion, планируется только облет Луны.

На сегодня SLS — единственная ракета, способная отправить космический корабль Orion, астронавтов и припасы на Луну за один полет. Это самая грузоподъемная из эксплуатируемых в настоящее время ракет-носителей. В базовой версии она способна выводить 95 тонн груза на низкую околоземную орбиту, но в будущем планируется увеличить ее грузоподъемность до 130 тонн.