Более 100 космических компаний оказались на грани краха из-за монополии SpaceX
Стартапы

Более 100 космических компаний оказались на грани краха из-за монополии SpaceX

19 октября 2023 года, 13:27

Доминирующее положение SpaceX на рынке запусков привело к волне банкротств среди других, более мелких космических компаний и фактически монополии на целый ряд услуг в данной отрасли. На это обратили внимание участники Конференции по спутниковым инновациям, которая прошла в США.

Собравшиеся на мероприятии топ-менеджеры (работающие, впрочем, в корпорациях не сильно меньших по масштабу, чем SpaceX) заявили, что расширение сферы интересов компании Илона Маска оказало «чрезвычайно пугающее» влияние на всю некогда процветавшую индустрию малых запусков. Энтузиасты уже просто неспособны конкурировать с космическим «монстром», который сбивает цены на запуски ниже минимального уровня окупаемости.

«Они определенно контролируют рынок и занимают доминирующее положение на нем. Я думаю, что реальный вопрос заключается в ценообразовании, и какова их стоимость, и почему она такая низкая, так катастрофически низкая?» — заметил бывший исполнительный директор компании Spaceflight и руководитель космического отдела юридической фирмы Wilson Sonsini Курт Блейк.

Дело в том, что SpaceX несколько лет назад предоставила всем желающим возможность совместного запуска небольших спутников по цене от 5000 долларов за килограмм. Несмотря на то, что с тех пор цена выросла, она все равно намного ниже того, что может предложить любой другой стартап. По мнению участников конференции, SpaceX должна была бы установить цену на уровне 10-12 тысяч долларов (хотя неясно, зачем это ей, если приведет к появлению конкурентов).

«Вытесняет ли SpaceX других людей с рынка? Я думаю, в определенной степени да. Было бы немного наивно думать, что их стратегии в отношении совместного использования не очень нацелены на ограничение конкуренции. Это делает конкуренцию с этой организацией очень сложной, и они могут делать очень неестественные вещи в течение длительных периодов времени, чтобы усложнить задачу всем остальным», — отметил финансовый директор Rocket Lab Адам Спайс.

Некоторые компании пытаются искать лазейки, чтобы оставаться хоть немного конкурентоспособными — без тех огромных средств и административного ресурса, который имеется у Маска. «Универсальный рынок запусков для всех не обязательно является лучшим способом удовлетворения всех существующих государственных и коммерческих потребностей», — подчеркнул директор по развитию Firefly Aerospace Патрик Маккензи.

Но большинство этих фирм неизбежно ждет банкротство в условиях господства на рынке нескольких крупных концернов и такого супермонополиста как SpaceX. А его потенциал роста недостаточно большой, чтобы «прокормить» молодых предпринимателей и инженеров с их собственными идеями.

«К сожалению, я предсказываю, что более 100 из них обанкротятся в ближайшие два года, и это наложит тень на сферу инвестиций в подобные вещи или что-либо смежное с этим. Я думаю, к сожалению, в инвестиционном сообществе возникнет некоторое замешательство, которое может отразиться на всей космической экономике», — высказал мнение соучредитель Future Ventures и первый инвестор SpaceX и Planet Стив Юрветсон.

Самым трагическим, по мнению Юрветсона, является тот факт, что многие инвесторы в стартапы, работающие над малыми ракетами-носителями, не знали о масштабах конкуренции: «Многие думали, что в этой области работают не более 10 других компаний. Это поразительно. Это самое странное заблуждение и недостаток знаний, которые я видел в инвестиционном секторе».

«Люди думают, что их бизнес будет иметь восходящую кривую вправо, что все добьются успеха. Это не так», — резюмировал инвестор, почти дословно повторив выводы, сделанные еще в середине XIX века известными немецкими социальными мыслителями Марксом и Энгельсом.