Ракета Falcon Heavy успешно стартовала с зондом Psyche на борту
Запуски

Ракета Falcon Heavy успешно стартовала с зондом Psyche на борту

13 октября 2023 года, 14:33

Невзирая на регулярные переносы, неблагоприятные погодные условия вблизи космодрома накануне и возможные суеверия, специалисты NASA и компания SpaceX все-таки отправили зонд Psyche в космическое путешествие длиной в шесть лет к одноименному астероиду. Космический аппарат был запущен с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy, которая стартовала с площадки Космического центра Кеннеди во Флориде в 14:19 UTC (17:19 по московскому времени) пятницы, 13 октября.

Утром 13 октября в компании Илона Маска сообщили, что все системы ракеты Falcon Heavy, на борту которой находится зонд Psyche, выглядят хорошо, и погода на 85% благоприятна для запуска миссии к астероиду (16) Психея. Загрузка топлива на обе ступени ракеты прекратилась всего за несколько минут до старта. Это делалось для того, чтобы керосин и кислород как можно дольше сохраняли исходную плотность, и 27 запускаемых одновременно двигателей «Мерлин» проработали штатно.

Для Falcon Heavy, которая еще недавно была самой тяжелой из существующих ракет, это уже четвертый полет в этом году и восьмой за всю ее историю. Кроме того, сегодняшний старт — это 73-й запуск, проведенный SpaceX в 2023 году и 277-я миссия с момента основания компании.

Обтекатель аппарата отделился через четыре с небольшим минуты после старта, которые потребовались ракете-носителю для выхода из атмосферы. Но отстыковка самого аппарата «Психея» состоится примерно через час. После этого специалисты NASA немедленно установят с ним связь и проведут проверку его работоспособности. Кроме того, будут развернуты солнечные панели и включатся некоторые приборы, в частности магнитометр.

prt scr youtube.com | NASA

Большая часть приборов, однако, будет долгие годы ждать своего часа. Прежде всего, это мультиспектральный тепловизор, который, фотографируя в высоком разрешении поверхность астероида, будет использовать различные фильтры для разделения на ней металлических, силикатных и возможных органических соединений.

Гамма- и нейтронный спектрометр в свою очередь должен будет нанести на карту и проанализировать весь элементный состав гигантской каменной глыбы, в то время, как магнитометр будет измерять, анализировать и картографировать ее предполагаемое магнитное поле.

Четвертым и последним исследовательским инструментом станет измеритель гравитации в икс-диапазоне — его задачей будет дать максимально полное представление о глубинных слоях астероида и его массе. Для отправки команд и ретрансляции данных будет использоваться — впервые за пределами земной орбиты — прибор лазерной оптической связи. Он обеспечит передачу сигналов в 10-100 раз быстрее по сравнению с обычными системами связи.

Основная цель миссии — исследовать находящийся в пяти годах и десяти месяцах полета астероид (16) Психея. Астрофизики предполагают, что он когда-то был ядром планеты и может содержать ответы на некоторые из величайших загадок планетологии.

Психея является крупнейшим астероидом М-типа из когда-либо обнаруженных. Его средний диаметр составляет около 220 километров, а масса — примерно 2,29 квадриллиона тонн. Другими словами, на его долю приходится один процент от массы всего Пояса астероидов. Что конкретно помешало ему стать полноценной планетой миллиарды лет назад — вряд ли когда-нибудь окончательно разъяснится.

Ученые предполагают, что всему виной враждебное окружение и постоянные столкновения в ранней Солнечной системе, которые разрушили поверхность несостоявшейся планетезимали. Кроме того, астрономам до сих пор точно не известна форма астероида — скорее всего, это эллипсоид Якоби. Но окончательный ответ будет дан только в 2029 году.

Конкретные научные цели миссии сформулированы следующим образом: «понять ранее не исследованный строительный элемент планетарного ядра; заглянуть внутрь планет земной группы, непосредственно исследуя ту их часть, которую иначе невозможно было бы увидеть; впервые исследовать мир нового типа — состоящий не из камня и льда, а из металла; определить возраст астероида, его химический состав и морфологию».

Исследование астероида по плану продлится 21 месяц, в течение которых «Психея» будет обращаться вокруг одноименного небесного тела по четырем разным орбитам, постепенно опускаясь с 700 километров до 190. Весь этот период ученые на Земле будут непрерывно получать новые данные, которые будут тут же включаться в работу.

Понимание точного процесса формирования планет позволит ученым лучше изучить Землю и другие тела в Солнечной системе (у которых, как предполагается, тоже металлические ядра). Кроме того, это окажет неоценимую услугу будущим поискам пригодных для жизни экзопланет.