Астрономы объяснили природу красных квазаров — их выдает сильное радиоизлучение
Большой взрыв

Астрономы объяснили природу красных квазаров — их выдает сильное радиоизлучение

29 сентября 2023 года, 11:29

Большинство квазаров кажутся голубыми — такой оттенок получается в результате оптического ультрафиолетового излучения горячего аккреционного диска. Однако часть из них имеют красный цвет: они производят более сильное радиоизлучение и до сих пор практически не изучены. Исследователи обнаружили во Вселенной более 3000 красных квазаров и выяснили возможные причины их необычного цвета и мощного радиоизлучения.

Группа исследователей во главе с Вирджинией Фоссет из Ньюкаслского университета обнаружили около 35 000 квазаров с помощью DESI — спектроскопического прибора для изучения темной энергии, установленного на телескопе Mayall, который находится в Национальной обсерватории Китт-Пик в Аризоне.

Исследователи обнаружили, что 3038 объектов из всех наблюдаемых объектов являются красными квазарами. Сопоставив полученные данные с данными радиотелескопа LOFAR, они подтвердили, что большинство этих объектов излучают мощные радиоволны. Ученые также установили, что красный цвет возникает из-за пыли, которая поглощает более короткие, синие волны, но пропускает более длинные — красные. Следовательно, красные квазары должны быть покрыты космической пылью, состоящей из крошечных пылинок размером всего в микрон (или 0,001 мм).

По словам авторов работы, обнаружение тысячи ярких красных квазаров — это «самое убедительное доказательство» того, что они являются «ключевым элементом в эволюции галактик».

Исследователи предположили, что красные квазары излучают радиоволны сильнее, чем синие, из-за взаимодействия потоков излучения, исходящих от них, и окружения пылью. Когда исходящие потоки сталкиваются с пылью, они вызывают излучение радиоволн. Со временем потоки, вызванные энергией сверхмассивной черной дыры, жадно поглощающей огромное количество материи, сдуют пыльный покров, оставив на месте красного квазара голубой объект с гораздо более слабым радиоизлучением. Фосетт в работе называет это фазой «выброса». Поэтому, когда астрономы видят красный квазар, на самом деле это более молодая версия синего квазара.

По мнению ученых, то, что красные квазары являются более молодыми, может оказаться важным недостающим звеном в понимании того, как галактики развиваются с течением времени. Считается, что большинство галактик в тот или иной момент времени проходят фазу квазара и что существует взаимосвязь между массой сверхмассивной черной дыры в сердце квазара и массой галактического центра «хозяина» квазара. Другими словами, активность квазаров, по-видимому, способствует увеличению массы галактики.

Происхождение квазарной пыли может быть побочным эффектом. Космическая пыль образуется, когда умирают звезды — либо при взрыве сверхновых, либо когда звезда «сбрасывает» свои внешние слои, образуя планетарную туманность. В любом случае наличие пыли в квазаре говорит о том, что он пережил «взрыв» звезды.