Запуск спутника с мышами и мухами на орбиту будущей РОС запланирован на 2024 год
Проекты

27 сентября 2023 года, 09:17

Госкорпорация «Роскосмос» намерена вывести на орбиту будущей Российской орбитальной станции (РОС) спутник «Бион-М» №2 с мышами и мухами-дрозофилами на борту. Как отметил в беседе с ТАСС руководитель Научно-технического проекта — заместитель главного конструктора Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимир Сычев, это необходимо для подготовки к дальнейшему созданию РОС. По его словам, запуск состоится не позднее 31 июля 2024 года.

Изначально конструкторы хотели вывести «Бион-М» на орбиту высотой 800 километров, но поскольку расчетная высота орбиты РОС составит от 334 до 374 километров, план пришлось подвергнуть корректировке. Впрочем, это никак не отразилось на сроках запуска спутника, ведь его техническая «начинка» разрабатывалась с запасом: «Будет использована та аппаратура, которая создавалась изначально, вне зависимости от того, на какую орбиту полетит аппарат», — отметил Сычев.

На состав «пассажиров» смена орбиты тоже не повлияла: ученые по-прежнему собираются отправить на борту аппарата 75 мышей и неназванное количество мух-дрозофилов. Таким образом, спутник будет запущен на высокоширотную орбиту (ее также называют полярной, с наклоном более 90 градусов к плоскости экватора), что станет одним из этапов подготовки к дальнейшему созданию Российской орбитальной станции. Конкретная дата запуска пока неизвестна, но жестко определен ее верхний предел.

«Сроки запуска "Бион-М" №2 не менялись, он планируется к запуску в 2024 году. Есть так называемый догоночный график, в котором указано, что старт должен состояться не позднее 31 июля», — подчеркнул руководитель Научно-технического проекта.

В настоящее же время на финишную прямую выходит процесс создания бортовой и научной аппаратуры. «Потом пройдут различные испытания, в том числе в цеху. После их завершения аппарат будет отправлен на космодром Байконур», — указал Сычев, добавив, что часть оснащения уже поставлена головному исполнителю АО РКЦ «Прогресс», а какое-то количество аппаратуры испытывается специалистами Роскосмоса. Иными словами, подготовка к запуску идет по плану.

Практика отправки в космос животных существует с самой зари космической эры: 3 ноября 1957 года на советском корабле «Спутник-2» была запущена собака Лайка, ставшая первым живым существом, выведенным на околоземную орбиту, а 19 августа 1960 года в орбитальный космический полет отправились Белка и Стрелка, которые успешно вернулись на Землю (что также произошло впервые в истории).

Что касается спутников, то первый из специализированных космических аппаратов серии «Бион», получивший название «Космос-605» и предназначенный для проведения биологических исследований, был запущен 31 октября 1973 года. В состав «экипажа» входили крысы, черепахи, растения, насекомые и микроорганизмы. В 2013 году на орбиту успешно вывели «Бион-М» №1, на борту которого находился маленький зоопарк: мыши, монгольские песчанки, гекконы, улитки, растения и простейшие микроорганизмы.