Ученые NASA протестировали технологии для будущей миссии по исследованию Венеры
Наука

Ученые NASA протестировали технологии для будущей миссии по исследованию Венеры

26 сентября 2023 года, 11:28

Венера — непростая планета для изучения из-за ее невыносимого атмосферного давления, облаков серной кислоты и разогретой поверхности. Однако исследование этого небесного тела чрезвычайно важно для понимания эволюции планет земной группы. Для этого в течение десятилетия NASA планирует запустить миссию VERITAS. Чтобы подготовиться к ней, команда проекта отправилась в Исландию, где протестировала ключевые технологии на вулканическом острове — своего рода земном аналоге Венеры.

Двухнедельная экспедиция в рамках проекта VERITAS состоялась в августе. Выбор Исландии в качестве места проведения экспериментов специалисты обосновали относительной схожестью ее геологических условий с венерианскими. Так, если Исландия представляет собой вулканическую страну, которая расположена на вершине горячего шлейфа, то Венера — это вулканическая планета с многочисленными геологическими свидетельствами наличия активных шлейфов. Это делает Исландию отличным местом для подготовки к миссии на вторую по удаленности от Солнца планету.

В ходе экспедиции 19 ученых из США, Германии, Италии и Исландии разбили лагерь и долгие часы изучали свойства горных пород местности, а также собирали лабораторные образцы. Одновременно с этим Немецкий аэрокосмический центр (DLR) занимался сбором радиолокационных данных над поверхностью вулканического острова.

Миссия VERITAS будет включать в себя космический аппарат, оснащенный ультрасовременным радаром с синтезированной апертурой для создания трехмерных карт поверхности, а также спектрометром ближнего инфракрасного диапазона для различения основных типов горных пород на поверхности Венеры. Чтобы лучше понять, что именно радар «увидит» на планете и проверить достоверность его данных, научная команда провела радиолокационные наблюдения местности Исландии как на земле, так и с воздуха, а потом сравнила полученные результаты.

Радар с синтезированной апертурой находился на высоте примерно 6000 метров над Землей и собирал данные S-диапазона (радиоволны с длиной волны около 12 сантиметров) и X-диапазона (около трех сантиметров). Изучив полученные данные, научная группа будет совершенствовать компьютерные алгоритмы, которые помогут VERITAS идентифицировать изменения поверхности Венеры, произошедшие со времени последних наблюдений аппарата NASA «Магеллан» в начале 1990-х годов. Обнаружение изменений за последние годы позволит идентифицировать ключевые регионы геологической активности на Венере, например, действующие вулканы.

Одной из ключевых целей экспедиции также было создание библиотеки как можно большего количества образцов с вулканической поверхности Исландии, чтобы лучше понять возможный диапазон извержений на Венере.

«Различные характеристики поверхности и особенности, наблюдаемые на Венере, связаны с вулканическими процессами, которые восходят к внутренней части Венеры, — объяснила старший научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA и главный исследователь VERITAS Сюзанна Смрекар. — Эти данные также помогут миссии Европейского космического агентства EnVision, которая будет изучать поверхность Венеры с помощью радара S-диапазона, и научному сообществу в целом».

VERITAS станет первой миссией NASA на Венеру с 1990-х годов. В рамках нее планируется изучить тектоническую историю Венеры, ее гравитацию, геохимию, механизмы извержения вулканов и ответственные за них процессы в мантии. Запуск космического аппарата VERITAS планировался на 2027 год, однако в ноябре 2022-го NASA перенесла старт миссии на 2031 год.