Ученые: искривление Млечного Пути, вероятно, вызвано ореолом темной материи
Большой взрыв

Ученые: искривление Млечного Пути, вероятно, вызвано ореолом темной материи

18 сентября 2023 года, 13:19

Команда американских исследователей из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики выяснила, что Млечный Путь искривлен — причиной этому может быть наклон гало темной материи. Оказалось, что наша галактика не единственная, чья форма деформировалась: около половины спиральных галактик во Вселенной искривлены в той или иной степени.

До сих пор мы не знаем точную форму нашей галактики. Современные телескопы и космические аппараты продолжают открывать все новые астрономические объекты, формируя наше представление о том, как на самом деле выглядит Млечный Путь. Первое доказательство того, что наша звездная система не выглядит как плоский диск, было получено благодаря космическому телескопу Gaia. Он позволил нанести на карту более миллиарда звезд. Выяснилось, что Млечный Путь простирается вширь еще больше, чем предполагалось, и его край, по всей видимости, имеет волнистую структуру.

Дальнейший анализ полученных данных также показал деформацию внешнего края галактического диска. Причиной тому могут быть галактические столкновения, которые происходили в древние времена, например — столкновение с карликовой галактикой Стрелец около шести миллиардов лет назад. При этом авторы нового исследования считают, что искривление галактики может быть вызвано наклоном гало темной материи.

Большинство галактик, включая Млечный Путь, окружены массивным гало темной материи. Поскольку в нем содержится большая часть массы галактики, оно может влиять на структуру звездной системы с течением времени. Если гало наклонено относительно плоскости галактики, гравитационное воздействие может исказить галактический диск.

Ученые рассмотрели данные, полученные с помощью моделирования эволюции галактик, которое включает космологическую эволюцию и темную материю, а также детальные магнитогидродинамические взаимодействия. Исходя из этих данных, внутренняя область гало темной материи может быть значительно наклонена относительно плоскости галактики. В таком положении оно может находиться в течение миллиардов лет, что вполне достаточно для того, чтобы вызвать искривление галактики.

Затем команда в рамках моделирования рассмотрела галактику TNG50, которая имеет схожие размер и возраст, а также гало темной материи, как и у Млечного Пути. Результат моделирования шести миллиардов лет эволюции показал заметное сходство между двумя галактиками. Астрономы наблюдали и другие «искривленные» галактики, выяснив, что около половины спиральных галактик во Вселенной искривлены в той или иной степени. Это наводит на мысль о том, что на форму галактики влияют ее гравитационные взаимодействия с искривленным гало темной материи. Однако, чтобы подтвердить эту теорию, понадобятся дополнительные исследования.