Названа возможная причина сверхмощного космического взрыва
Большой взрыв

Названа возможная причина сверхмощного космического взрыва

12 сентября 2023 года, 10:58

За 150 лет активных наблюдений астрономы уже привыкли к взрывам сверхновых, но в конце этого лета в космосе произошла вспышка совершенно нового типа — ее сила в несколько раз превосходила энергию большинства взрывающихся звезд. Догадок о природе этой вспышки было высказано много, но главная из них, опубликованная в научном журнале The Astrophysical Journal, звучит следующим образом: это стало результатом разрушения звезды, скрытой в космическом пространстве черной дырой.

Взрыв, получивший название AT2022aedm, был замечен в красной галактике, расположенной примерно в двух миллиардах световых лет от Земли, и сразу попал в центр внимания астрономов: «AT2022aedm — это один из самых ярких взрывов, которые мы когда-либо видели, а также один из самых быстро затухающих после своего пика», — подчеркнул астрофизик из Королевского университета Белфаста Мэтт Николл, руководивший исследованием.

Взрыв, зафиксированный Николлом и его командой, выпустил в 100 раз больше энергии, чем средняя сверхновая. Кроме того, если сверхновые затухают в течение многих месяцев, то вспышка AT2022aedm уменьшилась до 1% от своей первоначальной яркости всего за 14 дней, а затем полностью исчезла. Тем самым она за две недели испустила больше энергии, чем Солнце произведет за всю свою 10-миллиардолетнюю жизнь.

Объяснить этот катаклизм с помощью стандартной модели сверхновых невозможно. И не только исходя из мощи взрыва: «AT2022aedm не может быть обычной сверхновой с коллапсом ядра, потому что в галактике, в которой она видна, есть только старые звезды с малой массой», — объяснил Николл. Вот почему в своих научных изысканиях ученые довольно быстро пришли к черной дыре.

Случаев, когда черные дыры разрывают звезды, а затем поглощают их остатки, не очень много. В основном такое происходит, когда звезда приближается слишком близко к огромной сверхмассивной черной дыре, расположенной в центре галактики. Колоссальная гравитация порождает приливные силы, которые за считанные часы «спагеттифицируют» любой попавший к ним во власть объект.

Но AT2022aedm была замечена вдали от центра своей родной галактики, а значит, причиной взрыва может быть только черная дыра меньшего размера. «Если бы у вас была среда с большим количеством звезд, и одна из них оказалась бы очень близко к черной дыре, то даже имей она массу всего в 10-100 солнечных, этого все равно хватило бы для уничтожения и поглощения звезды», — заметил астрофизик.

Но самой интригующей версией команды ученых стало предположение о черной дыре среднего размера. Объекты такого рода пока оставались неуловимыми для наблюдателей, но в то же время они служат ключом к пониманию, как сверхмассивные черные дыры выросли до таких устрашающих размеров еще в самом начале космической истории. В ходе исследования команда уже добилась значительного прогресса, обнаружив два «нераскрытых случая», похожих на AT2022aedm. То есть этот класс мощных космических взрывов все-таки наблюдался раньше, но попросту затерялся в базах данных.

Следующим шагом ученые изучат шаровые скопления, где могут найтись новые жертвы подобных катастроф. Это укажет, какая именно черная дыра стоит за исчезновением звезд. «Мы смотрим на небо очень долго, и иногда люди думают, что мы видели все. Но подобные вещи действительно захватывающие, ведь они напоминают нам, что Вселенная все еще таит в себе много сюрпризов», — резюмировал профессор.