Астрономы определили, где могут скрываться ближайшие к Земле черные дыры
Большой взрыв

Астрономы определили, где могут скрываться ближайшие к Земле черные дыры

11 сентября 2023 года, 11:27

Звездное скопление Гиады находится на расстоянии всего 150 световых лет от Солнца, что, по космическим меркам, буквально означает «у порога». Это настолько близко, что, возможно, через несколько сотен лет туда смогут долететь даже космические корабли. Тем серьезнее стоит отнестись к предположению о том, что именно там скрываются ближайшие к нашей планете космические «монстры» — черные дыры.

Теория о том, что в скоплениях могут присутствовать большие яркие звезды, которые в конечном итоге станут нейтронными звездами или черными дырами, не нова. Проблема в том, что ее трудно доказать: ведь если черная дыра не будет активно поглощать близлежащий материал, она будет просто темным пятном. Но итальянский астрофизик Стефано Торниаменти из Университета Падуи и его коллеги в своих поисках воспользовались рядом косвенных признаков.

Чтобы найти черные дыры, команда сравнила имеющиеся наблюдения скопления Гиады, сделанные с помощью космического аппарата Gaia, с компьютерным моделированием N-тел. Дело в том, что данное звездное скопление настолько слабо гравитационно связано, что иногда близкое столкновение двух звезд выбрасывает одну из них наружу или, наоборот, ближе к центру «толпы». А значит — плотность звезд внутри кластера будет меняться в зависимости от расстояния до центра.

Ключевым параметром здесь становится так называемый радиус в половину массы (радиус, в пределах которого содержится половина массы скопления). При наличии черных дыр скопление неминуемо будет немного более плотным, и, следовательно, РПМ должен оказаться меньше расчетного. Серия сложных вычислений, произведенных учеными, с большой вероятностью указала на то, что в скоплении находятся как минимум две или три черные дыры звездной массы.

Впрочем, результаты не являются окончательными, так как наблюдаемых данных все еще слишком мало. Модель без черных дыр или с их количеством до пяти по-прежнему входит в область заданных параметров, но Gaia попросту не хватает чувствительности, чтобы поставить точку в данном вопросе.

К тому же команда в индивидуальном порядке рассмотрела еще 56 звезд в скоплении Гиады, которые были кандидатами на получение статуса двойных. Но ни одна из них, похоже, не вращается вокруг черной дыры. Поэтому скопление Гиады все еще ждет очередных исследований с помощью более новых телескопов.