Япония успешно вывела на орбиту лунный посадочный модуль SLIM и телескоп XRISM
Запуски

Япония успешно вывела на орбиту лунный посадочный модуль SLIM и телескоп XRISM

7 сентября 2023 года, 07:12

После долгих ожиданий, нескольких переносов и первой неудачной попытки в апреле Япония, наконец, запустила свою лунную миссию: в четверг, 7 сентября, ракета-носитель H-2A компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI) успешно стартовала с малым демонстрационным посадочным модулем SLIM на борту. Пуск осуществлялся с космодрома Танэгасима в юго-западной префектуре Кагосима и состоялся в 08:42 по токийскому времени (02:42 мск). Прямую трансляцию события проводило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Помимо посадочного модуля SLIM, который в настоящее время направляется к Луне, на борту ракеты-носителя также находился рентгеновский телескоп XRISM, предназначенный для изучения космического рентгеновского излучения. Однако в отличие от SLIM пунктом его назначения станет околоземная орбита высотой 550 х 550 км и наклонением 31 градус. С помощью приборов Resolve и Xtend телескоп займется изучением черных дыр, скоплений галактик и последствий звездных взрывов, что поможет астрофизикам получить новые данные о развитии крупнейших структур во Вселенной.

Как позднее сообщили в JAXA, орбитальный телескоп и посадочный модуль были успешно выведены на орбиту. Так, в частности, отделение XRISM от 2-й ступени ракеты-носителя произошло после выхода на круговую орбиту, после чего двигатель второй ступени включился и перевел SLIM на траекторию полета к Луне. По данным японского агентства, посадочный модуль отделился от H-2A спустя 47 минут после запуска с космодрома Танэгасима.

prt scr youtube.com | JAXA

Согласно расчетам местных специалистов, SLIM сможет достичь лунной орбиты через три-четыре месяца, а его посадка на Луну, вероятно, будет произведена в январе или феврале 2024 года. Коррекция траектории, торможение и спуск на лунную поверхность SLIM осуществит с помощью собственного двигателя. «Пассажиром» посадочного модуля стал небольшой круглый луноход-трансформер LEV-2 диаметром 8 см и массой 250 гр с двумя камерами.

Основная задача спускаемого модуля — совершить мягкую посадку на спутник Земли с точностью до 100 м и в это же самое время изучить кратеры и рельеф Луны. Кроме того, японские ученые рассчитывают получить данные о количестве химических элементов в реголите. В случае успеха миссии SLIM Япония станет пятой страной после СССР, США, Китая и Индии, осуществившей посадку своего аппарата на поверхность Луны.

До текущего момента запуск самой мощной японской ракеты H-2A вместе с телескопом XRISM и модулем SLIM регулярно переносили. Изначально старт миссии был запланирован на 26 августа, позже — на 27 и 28 августа. Однако последний раз JAXA приняло решение об отмене пуска за 20 минут до его начала  из-за неблагоприятных погодных условий в районе космодрома: там несколько дней бушевал сильный порывистый ветер.

Модуль SLIM — это уже второй японский посадочный аппарат, разработанный для исследования Луны, после разбившегося в апреле Hakuto-R. Последний должен был стать первым в мире аппаратом частной разработки, совершившим посадку на Луну, однако миссия пошла не по плану: связь с аппаратом была потеряна на последних секундах спуска. Впрочем, несмотря на неудачу, Hakuto-R удалось поставить рекорд по самому дальнему полету частного аппарата: он преодолел около 1,4 млн километров до естественного спутника Земли.