«Маленькая Земля»: спутник Юпитера Европа эволюционировала, но очень медленно
Большой взрыв

«Маленькая Земля»: спутник Юпитера Европа эволюционировала, но очень медленно

6 сентября 2023 года, 11:02

Среди огромного числа спутников Юпитера, пожалуй, наибольшим вниманием со стороны ученых пользуется Европа, которая во многом напоминает маленькую Землю — с металлическим ядром, разнообразной по составу элементов мантией и большим количеством воды, в том числе жидкой.

В совокупности эти факторы создают почти идеальные условия для поиска внеземных форм жизни (которую, впрочем, пока не нашли). Некоторые ученые в своих предположениях о том, что структура Европы действительно похожа на земную, идут еще дальше: в частности предполагают наличие в скалистом морском дне вулканов, чрезвычайно полезных для потенциальной биосферы.

Исследователи Кевин Трин, Карвер Бирсон и Джо О'Рурк решили в деталях смоделировать процесс формирования Европы при низких начальных температурах. Результаты, опубликованные в научном журнале Science Advances, позволяют по-новому взглянуть на это далекое, но многообещающее космическое тело.

Команда убедительно показала, что если Европа действительно образовалась из гидратированных пород, содержащих водород и кислород, то внутри нее должно быть достаточно жарко, чтобы вода исходила непосредственно из этих самых пород с образованием океана и ледяной оболочки.

«Происхождение морей Европы важно, потому что потенциал этого спутника для поддержания жизни в конечном счете зависит от химических элементов и физических условий в процессе формирования океана», — подчеркнул руководитель исследования Кевин Трин.

Одновременно с этим ученые высказали большие сомнения по поводу предполагаемой древности металлического ядра Европы, да и вообще самого факта его существования. По их словам, процесс формирования этого спутника Юпитера должен был идти очень медленно, а ядро, если оно там есть, скорее всего, начало формироваться через миллиарды лет после образования первоначального сгустка вещества.

Без раскаленного ядра трудно представить себе вулканизм на морском дне и выделение достаточного количества энергии для поддержания биосферы. Но результат моделирования с большой вероятностью указывает на то, что Европа изначально формировалась в виде холодной смеси льда, камня и металла. Хотя определенные шансы на то, что сейсмическая активность там присутствует, все же остаются.

Не последнюю роль в этом играет сам Юпитер и его сильнейшее гравитационное притяжение. Но для уверенных прогнозов требуется больше данных, и со временем они появятся, ведь в следующем году (если все пойдет по плану) к Европе будет запущен исследовательский зонд Europa Clipper, который достигнет конечной цели через шесть лет.