Блазары могут помочь астрономам в поиске двойных черных дыр
Большой взрыв

Блазары могут помочь астрономам в поиске двойных черных дыр

5 сентября 2023 года, 10:34

Команда исследователей из Института радиоастрономии Макса Планка в Германии рассмотрела объект OJ 287 и обнаружила в его центре две сверхмассивные черные дыры, которые непосредственно влияют на яркость блазара и необычную форму его струй. Ученые надеются, что и другие активные ядра галактик могут привести их к двойным черным дырам.

Блазары представляют собой разновидность активных ядер галактик. Они испускают космические лучи, обладают ярким радиоизлучением и выбрасывают огромные струи вещества, движущиеся в нашем направлении почти со скоростью света. У некоторых блазаров струи извилистые и похожи на змей, в связи с чем у астрономов возникает вопрос о том, что влияет на это явление — центральная черная дыра или внутренняя активность в аккреционном диске. Исследователь Сильке Бритцен из Радиоастрономического института Макса Планка в Германии полагает, что ответ на него может быть гораздо интереснее.

Ученые предполагают, что наблюдаемое явление обусловлено прецессией источника струи, которая вызвана либо сверхмассивной двойной черной дырой у основания струи, либо, что менее вероятно, искривленным аккреционным диском вокруг одиночной черной дыры.

Движение прецессирующего искривленного аккреционного диска вокруг сверхмассивной черной дыры может влиять на струи и играть определенную роль в периодических изменениях яркости. Чтобы найти источник прецессии, команда исследовала объект OJ 287 с помощью радионаблюдений. Они пришли к выводу, что в его ядре присутствуют две черные дыры

OJ287 находится в созвездии Рака на расстоянии около пяти миллиардов световых лет от Земли и представляет собой активное ядро галактики с ярким источником электромагнитного излучения. Изучение этого объекта и еще двенадцати других позволило сделать вывод о том, что искривление струи блазаров может быть неразрывно связано с существованием двойных черных дыр в ядрах галактик. Так, одна черная дыра испускает струю, а гравитационное влияние другой влияет на внешний вид и поведение струи.

Если выяснится, что такое объяснение соотносится и с другими блазарами, то извилистая струя и изменчивость яркости могут помочь астрономам в поисках других двойных черных дыр, поскольку обнаружить эту область пространства-времени — в принципе непростая задача, даже несмотря на яркость активных ядер галактик. Исследователи надеются, что эта работа приведет к дальнейшему изучению и лучшему пониманию блазаров.