ЕКА завершила сборку космического аппарата Hera для защиты Земли от астероидов
Проекты

ЕКА завершила сборку космического аппарата Hera для защиты Земли от астероидов

4 сентября 2023 года, 11:32

Космический аппарат Hera, названный в честь древнегреческой богини Геры (покровительницы брака, охраняющей мать во время родов) и разрабатываемый в рамках совместной миссии Европейского космического агентства (ЕКА) и НАСА по защите Земли от столкновения с астероидами, готов к предполетным испытаниям. Накануне стало известно о завершении сборки его основного и двигательного модулей на предприятии OHB SE, штаб-квартира которого находится в немецком Бремене.

В ходе сборки инженеры OHB SE за три часа работы состыковали модули с использованием специальных направляющих, обеспечивающих правильное расположение относительно друг друга с точностью до нескольких десятых долей миллиметра. «Это важный и очень эмоциональный момент для команды. Раньше у нас были эти два модуля, но теперь можно сказать, что космический аппарат, наконец, родился», — подчеркнул системный инженер проекта Hera Паоло Мартино.

Цель запуска космического аппарата Hera — изучить двойную систему околоземного астероида Дидим — Диморф, на которую 26 сентября 2022 года воздействовал зонд-ударник DART, запущенный NASA, и внести вклад в проверку метода кинетического удара для отклонения астероида, сближающегося с Землей. DART врезался в астероид на скорости около 6,5 километра в секунду, чтобы изменить траекторию его движения, в результате время обращения Диморфа вокруг Дидима сократилось примерно на 32 минуты, а после удара у астероида-спутника образовался «хвост» из пыли и обломков длиной около 10 тысяч километров.

Hera определит размер и морфологию кратера, образованного при ударе, что позволит измерить эффективность отклонения, вызванного ударом, а также проанализирует образованный «хвост».

Старт миссии Hera, которая продлится шесть месяцев, намечен на октябрь 2024 года.  Космический аппарат планируется запустить на ракете-носителе «Ариан-6» с космодрома Куру во Французской Гвиане. На борту зонда будут находиться два небольших кубсата Asteroid Prospection Explorer («APEX») и Juventas, которые способны производить измерения непосредственно на поверхности астероида. Ожидается, что Hera достигнет цели в конце 2026 года.

Работа над миссией «Гера» началась осенью 2020 года, когда ЕКА подписало соглашение с промышленным консорциумом, возглавляемым немецкой аэрокосмической и технологической группой OHB. Стоимость контракта, охватывавшего детальное проектирование, производство и испытания космического аппарата, составила 129,4 миллиона евро. Создание основного и двигательного модулей Hera осуществлялось параллельно.

Двигательный модуль включает титановый силовой цилиндр и две квадратные монтажные рамы. На цилиндре размещены топливные баки, баллоны со сжатыми газами, а также трубопроводы и двигатели малой тяги, которые будут отвечать за коррекции траектории движения аппарата в дальнем космосе в течение более двух лет и его дальнейшее маневрирование вокруг Диморфа и Дидима. Основной модуль (полезная нагрузка) называют «мозгом» миссии: в нем находятся бортовой компьютер, системы и научные приборы. Он охватывает двигательный модуль снаружи и крепится на монтажных рамах последнего.

В конце сентября собранный аппарат Hera доставят в испытательный центр ESTEC в Нидерландах для проведения масштабных испытаний на воздействие космической среды, необходимые для проверки его готовности к полету.