«Этот путь тяжелый»: Борисов о «Луне-25», испытаниях «Ангары» и полетах на Марс
Проекты

«Этот путь тяжелый»: Борисов о «Луне-25», испытаниях «Ангары» и полетах на Марс

1 сентября 2023 года, 13:11

Потеря российской автоматической межпланетной станции «Луна-25» — не повод прекращать освоение естественного спутника Земли, как и любой другой проект глобального значения, которых по-настоящему много — особенно в области международного космического сотрудничества. Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов во время открытого урока на просветительском марафоне, организованном Российским обществом «Знание».

«Надо добиваться результата. Я встречался с разработчиками системы, НПО Лавочкина, они всегда занимаются разработкой лунных миссий. Молодой коллектив ребят, они расстроены. Но они горят желанием повторить эту миссию, и мы сделаем все возможное, чтобы это сделать — тем важнее победа, когда она достигается. Этот путь тяжелый и долгий. Мы продолжим, безусловно, лунную миссию. Дальше пойдут "Луна-26", "Луна-27". Эти знания нам необходимы для будущих полетов в дальний космос. К дальним планетам», — подчеркнул Борисов.

Помимо Луны, российские ученые, инженеры и космонавты также интересуются Венерой и Марсом. Если к первой уже через несколько лет полетит автоматическая межпланетная станция «Венера-Д», то Красная планета станет целью пилотируемых полетов, чему будет предшествовать длительный период ее изучения.

«Эта планета [Марс — прим. ред.] должна открыть много тайн, которые позволят понять нам, что такое Вселенная и дальний космос. Роскосмос уделяет ее изучению огромное внимание, эту тему мы проводим вместе с коллегами из Академии наук, программа по исследованию Марса будет продолжаться», — заверил глава Роскосмоса.

Стоит отметить, что в настоящее время в России уже вышли на финишную прямую работы по созданию пилотируемого космического корабля «Орел», который сделает возможными полеты не только к Луне, но и к Марсу. Его первый полет (пока что без экипажа) запланирован на 2024 год с космодрома Восточный, о чем недавно сообщил исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.

В том же году завершатся и летные испытания ракет-носителей серии «Ангара» — в частности, таких модификаций, как «Ангара-1.2» и «Ангара-А5». В общей сложности программа испытаний новой тяжелой ракеты предполагает выполнение шести пусков, из которых половина уже была успешно проведена. Одновременно идут работы по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей», испытания которой начнутся во второй половине текущего десятилетия.

На этом фоне многие зарубежные страны проявляют повышенный интерес к сотрудничеству с Россией в освоении космоса. Прежде всего, речь идет об использовании возможностей перспективной Российской орбитальной станции (РОС).

«Хотим и предлагаем нашим космическим коллегам использовать нашу российскую станцию в их интересах. То есть, открыть этот проект, сделать его международным. И интерес, поверьте, у многих стран очень большой. Вплоть до того, что мы поможем построить отдельный сегмент, отдельный модуль для какого-то агентства и пристыковать его [к РОС], и они смогут использовать его», — признался Борисов.

Ранее Борисов заявил, что причиной крушения «Луны-25» стал сбой в работе двигателя во время торможения для перехода на предпосадочную орбиту. Тогда же он заверил, что авария не приведет к сворачиванию российской лунной программы, а послужит поводом к ускорению ее реализации.