Стартап разработает для НАСА устройство для сбора космического мусора
Проекты

Стартап разработает для НАСА устройство для сбора космического мусора

30 августа 2023 года, 09:40

Стартап по космической логистике TransAstra выиграл контракт НАСА на создание контейнера для сбора космического мусора. В рамках сделки, сумма которой составит 850 тысяч долларов, компания должна будет разработать надувной «мешок» для захвата искусственных объектов и обломков на орбите.

Технология по сбору космического мусора, о которой идет речь, была изобретена специалистами Лаборатории реактивного движения НАСА специально для миссии Asteroid Redirect: последняя предполагала отправку в космос аппарата, который должен был идентифицировать околоземной астероид, подлететь к нему на близкое расстояние, произвести захват и перенаправить объект на окололунную орбиту.

Прототип своего первого контейнера, предназначенного для сбора космического мусора, стартап TransAstra построил в 2021 году, получив финансирование от программы НАСА Innovative Advanced Concepts. Новый же контракт был заключен в рамках проекта SBIR Ignite, который поддерживает технологии, находящиеся на ранних стадиях, но уже имеющие потенциальное коммерческое применение.

«Изначально мы разработали прототип этого небольшого “мешка” для захвата мусора, чтобы продемонстрировать добычу полезных ископаемых на астероидах, расположенных на низкой околоземной орбите, с помощью искусственного астероида. Но впоследствии мы поняли, что это величайшая вещь, когда-либо существовавшая для очистки орбиты от мусора», — поделился основатель и генеральный директор TransAstra Джоэл Серсел.

С помощью подобных контейнеров можно было бы собирать уже недействующие кубсаты, отработанные корпуса ракет, выведенные из строя геостационарные спутники связи или астероиды весом 50 тысяч тонн. «Мешки-захватчики» обладают некоторыми преимуществами по сравнению с другими методами очистки орбиты от мусора.

«Для этого не нужно, чтобы у цели было какое-либо приспособление, за которое вы могли бы ухватиться. Это не требует стыковки, которая является очень точным маневром. Необходимо лишь аккуратно открыть “мешок”, обернуть его вокруг объекта и закрыть контейнер», — объяснил генеральный директор TransAstra.

В целях более экономичного расхода топлива предлагается собирать сразу несколько объектов за одну миссию. Разработчики утверждают, что в таком случае затраты на топливо могут сократиться на 82%. Космические обломки или вышедшие из строя спутники в TransAstra планируют транспортировать на орбитальную перерабатывающую платформу ThinkPlatform диаметром около 37 метров и объемом 4000 куб. метров: ее концепцию разработал стартап по космической инфраструктуре ThinkOrbital. Контейнеры для захвата мусора будут запускаться на космическом корабле TransAstra Worker Bee.

«Повторные полеты для сбора орбитального мусора и транспортировки его в атмосферу Земли для утилизации требуют значительного количества топлива и времени. Орбитальные станции по утилизации обломков решают эту проблему и превращают то, что ранее было обузой, в актив, который не только уменьшает количество мусора, но и открывает новые возможности для производства и строительства в космосе», — резюмировала вице-президента TransAstra по стратегическому партнерству Николь Шумейкер.

С помощью обширного компьютерного моделирования TransAstra и ThinkOrbital сравнили показатели затрат и объема топлива, необходимые для транспортировки мусора на орбитальную платформу, с захватом объектов для утилизации в атмосфере Земли. По итогам исследования выяснилось, что преимущества повторного использования космических обломков оставались неизменными при различных массах этих объектов и высотах орбиты.