Инноваций, которые обеспечили SpaceX доминирование, не существует
Технологии

Инноваций, которые обеспечили SpaceX доминирование, не существует

29 августа 2023 года, 09:23

У SpaceX нет никаких инноваций и прорывных технологий. Даже многоразовость космических аппаратов была достигнута задолго до появления компании Илона Маска. Формула успеха ведущей космической фирмы мира - в эффективной производственной и бизнес-модели. По сути, Маск смог раньше и успешнее конкурентов воплотить в жизнь требование НАСА к освоению космоса: «Быстрее, лучше, дешевле».

Никаких инноваций, только бизнес-расчет

Технологии, понимаемые в узком смысле как некий набор инструментов и процессов (например, сварки или металлообработки), не имеют к эффективности SpaceX прямого отношения. В самом деле, и пресловутая сварка трением с перемешиванием, и алюминиево-литиевые сплавы, и формовка взрывом, о которых чаще всего упоминают в связи со SpaceX, появились задолго до образования фирмы Илона Маска и широко используются, в том числе и вне аэрокосмической промышленности. У некоторых ракетных стартапов технологии даже круче. Например, фирма RocketLab научилась делать продвинутые топливные баки из углепластика.

Решения, применённые инженерами в носителях семейства Falcon, отличаются консерватизмом и не несут изобретательской новизны. В базовом облике это банальные многоступенчатые ракеты, известные со времён Циолковского, Годдарда или Оберта. Двигатели (по крайней мере, в первых моделях) по техническому уровню соответствовали ракетному двигателестроению второй половины 1960-х годов. Более того, именно стандартные и неоригинальные технические решения ракет Falcon стали важным фактором успеха: Маск не тратил время и деньги на технические изыски и изобретение велосипеда, сосредоточившись не на инновациях, а на минимизации затрат и построении жизнеспособного бизнеса. А простые и проверенные решения подготовили ракетам SpaceX высокую надёжность. Однако в весовом отношении изделия Маска «вылизаны» до совершенства -- здесь речь идёт о высочайшей культуре проектирования и математически строгом учёте всех факторов, влияющих на характеристики конструкции.

Что касается вызывающего всеобщее восхищение повторного использования ступеней ракет, то эта концепция стара как... сама современная космонавтика (вспомним Space Shuttle и «Буран»). Не оригинальна и вертикальная реактивная посадка. В техническом отношении эту идею ещё в 1960-х годах проработал инженер компании Douglas Aircraft Филип Боно, а в середине 1990-х испытали в полётах на многоразовой ракете-демонстраторе специалисты McDonnell Douglas. С вертикальной посадкой задолго до SpaceX экспериментировали и другие компании. Blue Origin даже получила патент на идею ракетной вертикальной посадки на судно. Но компания Маска впервые смогла внедрить технологию в практику космических запусков и довести её до регулярной надёжной эксплуатации.

Вопрос в экономической эффективности многократного применения средств выведения. Опыт эксплуатации систем первого поколения Space Shuttle и «Энергия-Буран» продемонстрировал экономическую несостоятельность подхода: вместо снижения удельной стоимости запуска произошёл её рост. Виной тому в большей степени считают несовершенные технологии, заложенные в проект и требовавшие дорогостоящего межполётного обслуживания. Главное: преимущества многоразовых транспортных космических систем проявляются при высокой частоте запусков. Этого в конце XX - начале XXI веков не было: экспедиция на Марс не состоялась, от развёртывания базы на Луне отказались, а единственная крупная стройка на орбите - Международная космическая станция (МКС) - завершилась, пусть и с некоторыми задержками по времени. Кроме того, из-за увеличения срока службы большинства спутников частота запусков космических аппаратов постоянно снижалась.

Если бы ракетный бизнес SpaceX так и остался в старой парадигме пускового рынка (нечастые запуски дорогих спутников), то никакая многоразовость компании бы не потребовалась. Заметим: европейцы до сих пор сомневаются, нужны ли им многоразовые средства выведения: «Мы всё ещё не поняли, удастся ли сэкономить деньги за счёт повторного использования? По крайней мере, с нашей-то частотой пусков? - задаётся вопросом Патрик Бонгуэ, глава программы создания нового носителя Ariane 6. - Мы надеемся выполнять 12 пусков в год. Если [ракету] можно использовать повторно 12 раз, это означает [для европейской ракетно-космической отрасли], что её надо произвести всего один раз в год».

Но компания Маска уже вышла на темп свыше 60 миссий в год, запуская самые разные полезные нагрузки, значительная часть которых - пачки аппаратов собственной грандиозной многоспутниковой группировки Starlink. Значение 60 ракет в год втрое превышает производственные мощности завода в Хоторне. Потому повторное использование первой ступени ракеты, как минимум, избавило SpaceX от многомиллионных трат на постройку нового завода! Для компании многоразовость экономически выгодна. Будет ли она выгодна конкурентам - большой вопрос. Ответ на него зависит от того, смогут ли конкуренты обеспечить столь же высокую частоту запусков.

В общем, у SpaceX нет никаких «особенных» технологий, ранее неизвестных или недоступных конкурентам. Поэтому успех Маска обусловлен не только (а, скорее всего, и не столько) технологиями.

Формула успеха Илона Маска: доступ в космос «под ключ»

В действительности основой доминирования SpaceX на рынке являются факторы, не имеющие прямого отношения к технике. Они обусловлены способом организации бизнеса и талантом Маска как менеджера и предпринимателя.

Кроме того, в начале XXI века в аэрокосмической отрасли США наметились перемены, сыгравшие Маску на руку. Изменения в нормативной базе помогли снизить барьер входа для бизнеса в космическую индустрию, а законодатели поощряли госзаказчиков приобретать услуги, уже представленные на рынке. Применительно к NASA эти изменения привели к концепции Faster, Better, Cheaper («Быстрее, лучше, дешевле»), которая подразумевала широкое привлечение к космическим программам частного бизнеса, более гибкого, нежели крупные корпорации.

Указанные подходы привели к новым схемам закупок для программ NASA. Вместо изделий - ракет и спутников - стала закупаться услуга «под ключ», а вместо старой схемы оплаты «издержки + прибыль» предпочтение отдавалось новой - по фиксированной цене. Частные компании стали сотрудничать с NASA, которое открыло им доступ к испытательным стендам своих полевых центров, а также к базе знаний и технологий.

В отличие от предшественников из частного сектора, стремившихся выстроить «собственный космический бизнес с шахматами и балеринами», Маск ориентировался на частно-государственное партнёрство, не надеясь исключительно на собственные ресурсы. Сразу после создания SpaceX, предприниматель установил контакты с Управлением перспективных разработок Минобороны США DARPA, заинтересованном в лёгком и дешёвом носителе для программы «Применение силы с континентальной части США» FALCON. Под требования программы удачно зашла первая ракета Маска Falcon 1, и SpaceX стала одним из финалистов конкурса, получив чек на несколько сот тысяч долларов. В 2005 году от военных пришёл второй контракт: Управлению оперативных космических запусков ORS требовалась лёгкая ракета, способная оперативно выводить спутники «по запросу» - Falcon 1 вновь оказался в числе призёров.

Ещё одним бонусом для SpaceX стала испытательная база в Мак-Грегоре (Техас), которую компания за относительно небольшие деньги выкупила у обанкротившейся космической фирмы Beal Aerospace. А в калифорнийском Хоторне Маск приобрёл заброшенный авиазавод Boeing с отличной инфраструктурой. К этому моменту ему удалось плавно вписаться и победить в престижнейшем конкурсе на участие в программе NASA по коммерческим услугам снабжения - доставке грузов на МКС с помощью частных грузовых космических кораблей. И всё закрутилось!

Маск проявил себя прекрасным менеджером, собрав команду профессионалов, имевших большой опыт практической работы в аэрокосмической индустрии и NASA. Его хедхантеры рыскали по всей стране, вербуя инженеров в крупных корпорациях и центрах, которым надоела рутина. Будучи визионером, он увлёк их перспективой участия в интересных и сложных проектах, в которых можно реализовать профессиональное эго.

Как главный конструктор Маск выбрал верную техническую политику. С небольшими ресурсами и командой он вначале построил первую в мире современную ракету-носитель Falcon 1 лёгкого класса. Наработав компетенции, быстро перешёл на Falcon 9, обладающую большим модернизационным потенциалом и широким диапазоном грузоподъёмности - от лёгких до тяжёлых нагрузок - с минимальной удельной стоимостью выведения.

Главным же преимуществом SpaceX стали подходы к организации бизнеса вообще и производства в частности. Во-первых, практически с самого начала Маск сосредоточил производство основных компонентов изделий внутри компании, обеспечив контроль себестоимости и снижение издержек, отказавшись платить накладные расходы поставщикам. Во-вторых, на всех стадиях проектирования и изготовления ключевым требованием стала минимальная стоимость производства. Даже без повторного использования, уже за счёт этого удалось снизить себестоимость запуска и ценник для заказчиков.

Наконец, важнейшим достижением Маска можно считать смену парадигмы бизнеса - переход от провайдера пусковых услуг к компании, предлагающей пользователю «всё и сразу». В первую очередь речь идёт об услугах скоростного широкополосного интернета Starlink, что позволило SpaceX вырваться из небогатого сегмента запусков на просторы гораздо более «сытого» сектора комплексных космических услуг. Тем самым Маск диверсифицировал свой бизнес и обеспечил ему жизнеспособность.