Астрономы впервые наблюдали темное пятно на Нептуне с Земли
Наука

Астрономы впервые наблюдали темное пятно на Нептуне с Земли

28 августа 2023 года, 09:22

Когда речь заходит о больших пятнах в атмосферах планет-гигантов, на ум сразу приходит огромный ураган на Юпитере, известный как Большое Красное Пятно. Однако на самой дальней от Солнца планете Солнечной системы — Нептуне — можно обнаружить похожие атмосферные явления, хотя их природа известна ученым значительно хуже.

Нептун — крайне интересная планета, большинство свойств которой все еще остаются загадкой. Проблемой наблюдений является то, что ледяной гигант очень мал в сравнении с Юпитером, да и находится значительно дальше него.

Международная команда астрофизиков во главе с Патриком Ирвином из Оксфордского университета впервые получила возможность преодолеть это ограничение. Они обратились к результатам спектроскопических наблюдений темного пятна на Нептуне, проведенных в 2019 году. Исследование было опубликовано в британском научном журнале Nature.

Предыдущие наблюдения темных вихрей в атмосфере Нептуна (проводились в том числе с помощью зонда «Вояджер-2», который пролетал мимо планеты в 1989 году), были сделаны всего в нескольких длинноволновых каналах, что затрудняло попытки определить характеристики этих вихрей — прежде всего такие, как уровень давления и процесс затемнения.

Теперь объектом наблюдений стало темное пятно, идентифицированное космическим телескопом «Хаббл» как NDS-2018. Исследование проводилось с помощью прибора Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE), который установлен на большом телескопе Very Large Telescope (VLT) в Чили. В результате структура и происхождение вихрей в атмосфере Нептуна стали наконец-то прорисовываться.

«Спектры отражения MUSE со средним разрешением 475-933 нм позволяют нам показать, что темные пятна вызваны затемнением на коротких длинах волн (менее 700 нм) аэрозольного слоя глубиной ~ 5 бар, который, как мы предполагаем, является слоем конденсации H2S. Глубокое яркое пятно, названное DBS-2019, также видно на краю NDS-2018, спектральная сигнатура которого соответствует яркости того же слоя в 5 бар при более длинных волнах», — заключили исследователи.

Объем собранных данных позволит ученым начать строить модели возникновения и развития подобных вихрей в условиях, радикально отличающихся от того, что происходит на Юпитере. «Эта яркая особенность намного глубже, чем ранее изученные облака-компаньоны темных пятен, и может быть связана с циркуляцией, которая генерирует и поддерживает такие пятна», — резюмировали астрофизики.