Бывший глава космического агентства Индии: «Нам нужны ракеты побольше»
Мнения

Бывший глава космического агентства Индии: «Нам нужны ракеты побольше»

23 августа 2023 года, 08:36

Индийская межпланетная станция «Чандраян-3», чей посадочный модуль должен сегодня прилуниться в районе Южного полюса Луны, добиралась до спутника Земли гораздо дольше, чем российская "Луна-25". Бывший глава Индийской организации космических исследований Кайласавадиву Сиван считает, что Индии пора отказаться в исследованиях космоса от подхода "дешево и сердито". В частности, стране нужны более мощные ракеты.

«Чандраян-3» была запущена 14 июля, а на окололунную орбиту вышла только 5 августа. Еще две с половиной недели заняла подготовка к посадке на поверхность Луны. "Луна-25" стартовала 11 августа и совершила попытку (неудачную) прилунения уже 21 августа.

Существенная разница в продолжительности миссий связана с решением Индии использовать пертурбационный маневр в гравитационном поле Земли для того, чтобы направить космический аппарат к Луне. Напротив, Россия напрямую запустила аппарат на окололунную орбиту.

Индийцы в своей космической программе во главу угла ставят экономию бюджетных средств. Например, создание и запуск индийской автоматической станции «Мангальян» на Марс (стоимость - 4 миллиарда рупий или 74 миллиона долларов) стали самой дешёвой, и при этом успешной, межпланетной миссией в истории. Тем не менее, эпоха, характеризующаяся находчивостью конструкторов и инженеров, поставленных в рамки жесткой экономии, должна смениться ростом финансирования и созданием более крупных ракет, считает бывший глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван, известный в Индии как «человек-ракета».

В интервью изданию NDTV Сиван заметил: «Нам нужны более крупные ракеты и более крупные системы. Мы не можем жить только за счет инженерной смекалки. Надо использовать ракеты с большой тягой и передовые технологии. В этом отношении решение правительства привлечь частные предприятия к космической деятельности – позитивный шаг».

Бывший руководитель ISRO отметил, что частный сектор проявляет большой интерес к космонавтике, и результаты уже видны. Он уверен, что эти организации вскоре смогут заняться передовыми технологиями, а финансовая подпитка со стороны государства им не помещает.

Он также выразил оптимизм по поводу программы «Гаганьян», которая должна привести к созданию первого индийского пилотируемого космического корабля. По мнению Сивана, полученные при этом технологии могут использоваться в таких амбициозных проектах, как окололунная станция и ряде других.

Сиван назвал воодушевляющим моментом открытие воды на Луне, сделанное станцией «Чандраян-1» в 2009 году. Подчеркнув важность эволюционного пути от ракеты для полярных спутников PSLV к носителю для геосинхронных спутников GSLV, а теперь и к системе Mark-III (LVM3), он указал, что отличительные особенности космических систем – качество и надежность, они играют основную роль в успехе миссий, поскольку космическая техника функционирует в крайне враждебной среде.

Говоря о независимой разработке индийских криогенных двигателей, Сиван подчеркнул их роль в увеличении грузоподъемности ракет. Он вспомнил, как первые криогенные двигатели появились в стране как результат сотрудничества с Россией. Сейчас индийские ракетчики занимаются созданием полукриогенных двигателей.

Отвечая на вопрос об исследованиях в области многоразовых ракет, аналогичных разработанным американской SpaceX, Сиван ответил, что ISRO продолжает изучение технологий вертикальной посадки. По его мнению, разработка таких ракет станет возможна, как только отработка технологий на летных моделях принесет положительные результаты.