Ученые РАН вычислили место и время падения «Луны-25»
Проекты

Ученые РАН вычислили место и время падения «Луны-25»

22 августа 2023 года, 08:51

Российские математики определили место столкновения автоматической межпланетной станции «Луна-25» с поверхностью естественного спутника Земли. Согласно их расчетам, космический аппарат упал в кратер Pontecoulant G, который находится в южном полушарии Луны вблизи древнего цирка Понтекулан.

Расчеты места падении «Луны-25» провели специалисты Баллистического центра Института прикладной математики (ИПМ) им. М.В. Келдыша РАН. На основе математической модели ученые выячислили траекторию движения автоматической станции и пришли к выводу, что аппарат потерпел крушение 19 августа в 14:58 по московскому времени — то есть всего спустя минуту после потери связи.

Точкой падения стал кратер Pontecoulant G диаметром 42 километра. Он расположен рядом с древним лунным цирком Понтекулан, чья глубина достигает 5,8 километра. Обе структуры названы в честь французского астронома Филиппа Густава Понтекулана. Кратер Понтекулан G находится на видимой стороне Луны, , а значит. расчеты российских математиков можно будет проверить с помощью снимков радиотелескопов.

Первая в истории современной России миссия к спутнику Земли — «Луна-25» — стартовала 11 августа. Станцию запустили с космодрома Восточный на борту ракеты-носителя «Союз-2.1б». Она должна была совершить мягкую посадку в районе Южного полюса Луны и провести ряд научных исследований, главное из которых - поиски льда.

16 августа космический аппарат вышел на окололунную орбиту, а спустя три дня его двигательная установка выдала импульс для формирования предпосадочной эллиптической орбиты, однако около 14:57 московского времени 19 августа связь со станцией была потеряна. На следующий день в Роскосмосе заявили, что «Луна-25» разбилась в результате столкновения с поверхностью спутника.

Как позднее объяснил глава госкорпорации Юрий Борисов, падение аппарата произошло из-за того, что при посадке его двигательная установка отработала дольше положенного — 127 секунд вместо 84 секунд. Впрочем, несмотря на неудачное завершение миссии, в Роскосмосе намерены продолжать реализацию лунной программы. О том, что работы над станциями «Луна-26», «Луна-27» и «Луна-28» будут ускорены, сообщали и российские ученые.