Китайский аппарат впервые «заглянул» на 300 метров вглубь поверхности Луны
Технологии

Китайский аппарат впервые «заглянул» на 300 метров вглубь поверхности Луны

21 августа 2023 года, 12:05

Китайский аппарат «Чанъэ-4» передал на Землю уникальные снимки Луны. Благодаря этим изображениям ученым впервые удалось заглянуть на 300 метров вглубь поверхности естественного спутника Земли.

Китайский «Чанъэ-4» — это первый в мире космический аппарат, когда-либо прилунившийся на невидимой с Земли стороне Луны. Он доставил на поверхность луноход «Юйту-2», который начал свой путь 18 февраля 2019 года. С тех пор он преодолел более 370 метров, отснял панорамы кратеров и собрал образцы лунного грунта. Луноход оснащен георадаром Lunar Penetrating Radar (LPR), который позволяет зондировать слой реголита, отправляя радиосигналы глубоко под поверхность Луны и получая отраженное «эхо» — радиоволны, которые отражаются от подземных структур.

В 2020 году ученые использовали LPR лунохода «Юйту-2» для нанесения на карту 40 метров поверхности Луны, но теперь команда исследователей во главе с Цзяньцином Фэном решила копнуть еще глубже — на 300 метров.

Измерения показали, что верхний слой лунного грунта состоит из пыли, почвы и разбитых камней. Там же был обнаружен кратер, образовавшийся при столкновении крупного объекта с Луной. Команда выдвинула гипотезу, что окружавшие центр кратера обломки были выброшены ударом. Еще глубже ученые нашли пять отдельных слоев лунной вулканической лавы, которые просачивались сквозь подземные пласты миллиарды лет назад.

Новые данные с лунохода «Юйту-2» показали, что слои вулканической лавы становятся тоньше по мере углубления в лунную поверхность. Это говорит о том, что при поздних извержениях вытекало меньше лавы по сравнению с более ранними. Считается, что вулканическая активность на Луне прекратилась около одного миллиарда лет назад, хотя ученые обнаружили некоторые свидетельства вулканической активности, происходившей около 100 миллионов лет назад. Команда исследователей считает, что глубоко под лунной поверхностью все еще может скрываться раскаленная жидкая магма.

Луноход «Юйту-2» продолжает свою работу, и ученые надеются, что в будущем аппарат позволит получить новые данные о скрытых геологических структурах на обратной стороне естественного спутника Земли.

Китайская автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-4» предназначена для изучения Луны и космического пространства, а также доставки на поверхность лунохода. Она впервые в истории совершила мягкую посадку на обратной стороне Луны 3 января 2019 года. Информация со стационарной лунной станции «Чанъэ-4» и лунохода «Юйту-2» передается на Землю через спутник-ретранслятор «Цюэцяо», выведенный на орбиту вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля—Луна.