Инженеры предложили способ снизить риск потери луноходов
Полеты пилотируемых кораблей на другие небесные тела Солнечной системы пока остаются лишь в планах, чего не скажешь об автоматических станциях, которые применяются в подобных миссиях достаточно активно. Главным источником электроэнергии для них служат солнечные батареи, которые, несмотря на свои достоинства, имеют ряд серьезных недостатков, снижающих свой ресурс и, как следствие, срок «жизни» аппаратов. Поэтому совершенно не удивительно, что ученые регулярно предлагают способы решения этих проблем.
Так, в частности, специалисты Института аэрокосмических исследований Университета Торонто и Лаборатории реактивного движения НАСА провели исследование, целью которого было повысить надежность луноходов, работающих на солнечной энергии. Главной проблемой стал вопрос безопасного покидания постоянно затененных регионов Луны.
Лидер исследовательской группы Оливье Ламарр обратил внимание, что въезд лунохода в полярную зону Луны, которая сейчас стала объектом пристального интереса со стороны многих космических агентств, очень рискованное предприятие: «Если луноход задерживается из-за неисправностей, он может оказаться не в состоянии вернуться к солнечному свету до того, как закончится энергия».
Поэтому ученые предложили метод, который называется «политикой восстановления» и представляет собой порядок действий, позволяющий луноходу с максимальной долей вероятности выехать на освещенный участок поверхности. Правильные расчеты этих действий позволят значительно уменьшить риск потери аппарата, вошедшего в солнечную тень.
«На южном полюсе Луны солнечное освещение очень динамично; близлежащие горы и кратеры могут отбрасывать большие тени на поверхность. Если марсоход немного отстает от графика, он может пропустить необходимое время зарядки от солнечной энергии. То же самое происходит, если он немного опережает график», — подчеркнул Ламарр.
Команда предложила увеличить автоматизацию методов расчета с использованием большого массива данных, а также представила «консервативный» подход к оценке рисков: «До сих пор мы тестировали наш подход, используя положение кратера Кабеус относительно солнечного освещения, но мы надеемся использовать пользовательские карты солнечной освещенности НАСА и применить нашу технику во многих других районах южного полюса Луны, которые однажды посетят роботизированные миссии или миссии с экипажем».
Речь, по словам ученых, идет о кратерах Шеклтон, Фаустини, Нобиле, Хауорт и Шумейкер. Кроме того, в настоящее время команда специалистов Института аэрокосмических исследований Университета Торонто и Лаборатории реактивного движения НАСА разрабатывает новые алгоритмы дальней навигации для исследования Южного полюса Луны с помощью луноходов на солнечной энергии.
Как добавил глава исследовательской команды, в последние годы несколько стран выразили заинтересованность в изучении Южного полюса Луны, в том числе Соединенные Штаты, Китай, Индия и Россия. Не исключено, что исследование Ламарра может заинтересовать специалистов всех этих государств.