Туманность Андромеды и Млечный Путь могут помочь обнаружить, наконец, темную энергию
Большой взрыв

15 августа 2023 года, 13:53

Исследователи из Кембриджского университета предложили способ измерения темной энергии – загадочной силы, которая заставляет Вселенную ускоряться. По из мнению, изучение сближения туманности  Андромеды и нашей Галактики может помочь в этом.

То, что наблюдают астрономы, составляет всего около 5% процентов Вселенной. Ученые полагают, что около 27% Вселенной состоит из темной материи, которая удерживает объекты вместе, в то время как 68% – это темная энергия, которая, наоборот разделяет их и способствует расширению Вселенной.

С конца 1990-х годов ученые рассматривали далекие галактики для изучения темной энергии, но до сих пор не смогли непосредственно обнаружить ее. Кембриджские исследователи выяснили, что можно установить верхний предел значения космологической постоянной, то есть простейшей модели темной энергии, изучая то, как туманность Андромеды и Млечный Путь движутся навстречу друг другу.

Туманность Андромеды находится ближе всего к нашей Галактике, и эти две звездных скопления столкнутся друг с другом через несколько миллиардов лет. По мере сближения, они начнут очень медленно вращаться вокруг друг друга. Используя серию симуляций, ученые Кембриджа обнаружили, что на то, как туманность Андромеды и Млечный Путь вращаются вокруг друг друга. влияет темная энергия.

Космологическая постоянная была добавлена Эйнштейном к его общей теории относительности. С 1930-х по 1990-е годы космологическая постоянная была установлена равной нулю, пока не было обнаружено, что темная энергия ускоряет расширение Вселенной.

«В нашей модели, если мы изменим значение космологической постоянной, можно увидеть, как это изменит орбиту двух звездных скоплений. Основываясь на их массе, можно установить верхнюю границу космологической постоянной, которая будет примерно в пять раз выше, чем мы можем измерить по остальной Вселенной», - рассказывает один из авторов исследования Дэвид Бенисти.

По словам исследователей, этот метод еще не является прямым обнаружением темной энергии, однако имеет огромный потенциал для будущих исследований. Гораздо более точные измерения массы и траектории движения туманности Андромеды позволят получить данные телескопа "Джеймс Уэбб". Они могут уменьшить верхние границы космологической постоянной. Кроме того, изучая другие пары туманностей или галактик, можно было бы еще больше усовершенствовать методику и определить, как темная энергия влияет на Вселенную.