«РЕШЕТНЁВ» разрабатывает систему коррекции нового поколения для спутников
Технологии

«РЕШЕТНЁВ» разрабатывает систему коррекции нового поколения для спутников

2 декабря 2025 года, 08:53

АО «РЕШЕТНЁВ» разработало высокоимпульсный блок коррекции для перспективных космических аппаратов. Подобные устройства на геостационарных спутниках связи позволяют компенсировать изменения наклонения орбиты под влиянием внешних возмущающих факторов, удерживать аппарат в назначенном положении в пределах геостационарного пояса и обеспечивать постоянство «следа» спутника — стабильности излучения его бортовых антенн только на отведённую территорию. Это важно для надёжного приёма сигналов с неподвижных антенн, которые имеют узкие диаграммы направленности.

Блок коррекции будет использоваться в течение всего срока службы спутника, а в случае необходимости позволит довыводить космический аппарат после отделения от разгонного блока. Преимущество такого блока — в оптимальном потреблении энергии.

Высокоимпульсный блок коррекции (ВДБК) — это электрореактивная двигательная установка, обеспечивающая коррекцию орбиты и управление угловым положением космических аппаратов. При создании ВДБК специалисты учитывают технические характеристики двигателя, в частности удельный импульс, потребляемую мощность и КПД.

АО «РЕШЕТНЁВ» (входит в Роскосмос) является головным исполнителем проекта по созданию системы коррекции нового поколения. Она основана на первом в России двухрежимном ВДБК, который был разработан на базе двухрежимного плазменного двигателя КМ-70 Центра Келдыша.

Как отметили в АО «РЕШЕТНЁВ», ключевые функции разработки — это обеспечение правильного положения спутника на орбите в течение срока службы и довыведение космического аппарата в точку стояния после отделения от разгонного блока (в случае необходимости). Благодаря ВДБК энергия потребляется оптимально в разных режимах полета спутника.

Использование предложенных решений позволяет увеличить тягу двигателей в режиме довыведения, значительно сокращает время достижение заданной орбиты космическими аппаратами и переводит спутники в экономичный режим работы после достижения рабочей позиции.

«Внедрение ВДБК позволяет оптимизировать приборный состав спутника, то есть реализовать режимы коррекции и довыведения с помощью единой системы преобразования и управления, — сообщил «РЕШЕТНЁВ». — При этом достигается снижение массы космического аппарата в целом и повышение эффективности его бортовой системы коррекции».

Специалисты планируют испытать систему коррекции в составе космического аппарата. Для тестов будет использоваться микроэлектронный имитатор ВДБК, разработанный в НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ.

Фото АО «РЕШЕТНЁВ»