«РЕШЕТНЁВ» разрабатывает систему коррекции нового поколения для спутников
АО «РЕШЕТНЁВ» разработало высокоимпульсный блок коррекции для перспективных космических аппаратов. Подобные устройства на геостационарных спутниках связи позволяют компенсировать изменения наклонения орбиты под влиянием внешних возмущающих факторов, удерживать аппарат в назначенном положении в пределах геостационарного пояса и обеспечивать постоянство «следа» спутника — стабильности излучения его бортовых антенн только на отведённую территорию. Это важно для надёжного приёма сигналов с неподвижных антенн, которые имеют узкие диаграммы направленности.
Блок коррекции будет использоваться в течение всего срока службы спутника, а в случае необходимости позволит довыводить космический аппарат после отделения от разгонного блока. Преимущество такого блока — в оптимальном потреблении энергии.
Высокоимпульсный блок коррекции (ВДБК) — это электрореактивная двигательная установка, обеспечивающая коррекцию орбиты и управление угловым положением космических аппаратов. При создании ВДБК специалисты учитывают технические характеристики двигателя, в частности удельный импульс, потребляемую мощность и КПД.
АО «РЕШЕТНЁВ» (входит в Роскосмос) является головным исполнителем проекта по созданию системы коррекции нового поколения. Она основана на первом в России двухрежимном ВДБК, который был разработан на базе двухрежимного плазменного двигателя КМ-70 Центра Келдыша.
Как отметили в АО «РЕШЕТНЁВ», ключевые функции разработки — это обеспечение правильного положения спутника на орбите в течение срока службы и довыведение космического аппарата в точку стояния после отделения от разгонного блока (в случае необходимости). Благодаря ВДБК энергия потребляется оптимально в разных режимах полета спутника.
Использование предложенных решений позволяет увеличить тягу двигателей в режиме довыведения, значительно сокращает время достижение заданной орбиты космическими аппаратами и переводит спутники в экономичный режим работы после достижения рабочей позиции.
«Внедрение ВДБК позволяет оптимизировать приборный состав спутника, то есть реализовать режимы коррекции и довыведения с помощью единой системы преобразования и управления, — сообщил «РЕШЕТНЁВ». — При этом достигается снижение массы космического аппарата в целом и повышение эффективности его бортовой системы коррекции».
Специалисты планируют испытать систему коррекции в составе космического аппарата. Для тестов будет использоваться микроэлектронный имитатор ВДБК, разработанный в НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ.
Фото АО «РЕШЕТНЁВ»