Американский шаттл «Дискавери» придется разрезать на части для доставки в Техас
Проекты

Американский шаттл «Дискавери» придется разрезать на части для доставки в Техас

23 октября 2025 года, 14:09

В США разгорается спор о судьбе шаттла «Дискавери». Сенаторы от Техаса добились принятия закона, который предписывает переместить его из Смитсоновского института в Вирджинии в Хьюстон. Руководство музея предупреждает, что для этого челнок придется разобрать, и это нанесет ему непоправимый ущерб.

Административно-бюджетное управление США (OMB) уже поручило NASA и Смитсоновскому институту подготовить перемещение «Дискавери» в Хьюстон. На это выделено 18 месяцев. Однако и NASA, и музей пришли к выводу, что для транспортировки шаттл потребует «значительной разборки». В письме Конгрессу представители музея заявили, что это «уничтожит его историческую ценность».

По оценкам Смитсоновского института, переезд обойдется в $120–150 млн. Эта сумма не включает строительство нового здания для экспозиции в Техасе. При этом закон выделяет на перемещение только $85 млн.

Джо Стиф, организатор группы KeepTheShuttle.org, объясняет технические сложности. Его группа выступает за сохранение челнока в музее. Стиф утверждает, что шаттл не проектировали для разборки. Его придется разделить как минимум на шесть крупных частей: крылья, грузовой отсек, кабину и другие.

По словам Стифа, это вызовет «катастрофическое повреждение конструкции». Рабочим придется снять сотни, возможно, тысячи термоплиток и белые теплозащитные ткани. Также потребуется разрезать километры проводов и трубок. «Дискавери» специально сохранили в целости, чтобы будущие исследователи и инженеры могли изучать его.

Инициатива перемещения «Дискавери» принадлежит сенаторам-республиканцам от Техаса Джону Корнину и Теду Крузу. Они представили законопроект «Вернем шаттл домой». Позже этот документ включили в более крупный закон, который президент Трамп подписал 4 июля.

Другие сенаторы, включая Марка Келли, Марка Уорнера, Тима Кейна и Ричарда Дурбина, призывают заблокировать этот переезд. Они обратились к руководству Комитета по ассигнованиям. Сенаторы напомнили, что в 2011 году проходил конкурс на размещение шаттлов, и Хьюстон тогда не выбрали. Они считают, что пересмотр решения почти 15-летней давности «ведет к неопределенности, общественному недоверию и эрозии институциональных обязательств».

В ответ Корнин и Круз обвинили Смитсоновский институт в «легкомысленной кампании по дезинформации» и возможном нарушении Закона о борьбе с лоббизмом. Сенаторы оспаривают необходимость разборки, ссылаясь на собственных «независимых отраслевых экспертов». Они также сомневаются в оценке стоимости переезда. По их словам, смета музея «более чем в 10 раз превышает расценки опытных частных логистических фирм».

Смитсоновский институт настаивает, что «Дискавери» является его собственностью. NASA передала музею «все права, титул, долю и право собственности» на шаттл в 2012 году. Музей имеет особый статус: это «целевой инструмент», созданный Конгрессом, но он отличается от федеральных агентств. Такая гибридная структура позволяет институту работать независимо. По юридическому прецеденту, артефакты, переданные в дар, становятся собственностью Смитсоновского института, а не федеральной.

Корнин и Круз оспаривают эту позицию. Они заявляют, что институт «по сути является творением Конгресса». Министерство финансов США управляет его первоначальным целевым фондом, две трети бюджета поступают из федеральных ассигнований, а сотрудники являются госслужащими. Сенаторы ссылаются на заключение Главного контролера, согласно которому институт должен использовать выделенные средства в соответствии с федеральным законом.

Это решение может создать новый прецедент в отношении артефактов, которые находятся на попечении Смитсоновского института. Институт «обеспокоен беспрецедентным характером изъятия объекта из национальной коллекции». Ситуация осложняется частичной приостановкой работы правительства США. Судьба «Дискавери» теперь связана с переговорами по бюджету на 2026 финансовый год.

В законопроект включены конкурирующие положения, которые могут либо остановить, либо принудительно исполнить решение о переезде. Джо Стиф считает, что правовой путь ненадежен, и добавляет: «Даже если бы у вас был неограниченный бюджет, делать этого не следовало».

О том, как в США спорят о переносе шаттла «Дискавери», рассказывали здесь.

Фото Karen Bleier/Getty Images