Жалобы Маска услышаны: FAA пересматривает правила лицензирования запусков
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), слишком медленная работа которого ранее постоянно критиковалась космическими компаниями, прежде всего SpaceX, приступило к обновлению правил лицензирования запусков. Специально для этих целей 14 ноября был создан комитет SpARC, куда войдут представители отрасли и академических кругов. В FAA надеются, что деятельность новой структуры обеспечит большую ясность, гибкость и эффективность в вопросе одобрения космических стартов со стороны регулятора.
Основной задачей комитета SpARC станет так называемая «Часть 450» — статья правил FAA, которая связана с лицензированием запусков и возврата космических средств. Она вступила в силу в марте 2021 года и была инициирована администрацией тогдашнего президента Дональда Трампа (его первый срок на посту продлился с 2017 по 2021 год, а второй начнется 20 января 2025 года после инаугурации).
Эти правила должны были упростить процесс выдачи разрешений на запуски, но в конечном счете вызвали резкую критику со стороны частных компаний. Многие из них пожаловались на крайне медленную работу регулятора и его некомпетентность в космической сфере. Среди них и SpaceX, не раз обвинявшая FAA в предвзятости и излишнем бюрократизме: регулятор не спешил выдавать лицензию на запуски Starship, хотя у компании Илона Маска все было готово к проведению старта.
В результате очевидное несовершенство «Части 450» подняло вопрос о пересмотре правил FAA. В частности, эта проблема была рассмотрена 10 сентября в подкомитете Палаты представителей США по космосу. «То, как это реализуется сегодня, привело к серьезным задержкам с лицензированием и неразберихе, поставив под угрозу нашу давнюю лидирующую позицию», — посетовал президент Федерации коммерческих космических полетов Дэйв Кавосса.
Участники встречи сошлись во мнении, что количество запусков неуклонно растет, поэтому отрасль нуждается в новых правилах, которые бы отвечали современным реалиям. С 1 октября 2023-го по 30 сентября 2024 года американский регулятор выдал лицензии на 148 стартов, проводимых только компаниями. Это на 30% больше, чем за аналогичный период 2022-2023 гг.
«FAA стремится обновить правила лицензирования, чтобы обеспечить большую ясность, гибкость, эффективность и инновации. Своевременное принятие решений о лицензировании без ущерба для общественной безопасности является нашим главным приоритетом», — подчеркнул заместитель директора FAA по коммерческим космическим перевозкам Келвин Коулман.
Причем обновить правила по статье необходимо как можно скорее, ведь все текущие лицензии, выданные по старым требованиям, должны быть переведены на «Часть 450» к марту 2026 года. В этой связи свои рекомендации SpARC представит к концу лета 2025-го, а первое заседание комитета состоится уже в этом декабре.
Некоторые наблюдатели полагают, что появление SpARC и активизация его деятельности могут быть связаны с планами Трампа создать министерство по повышению эффективности государственного управления. Руководящую должность в нем займет Илон Маск, чей политический комитет America PAC спонсировал предвыборную кампанию республиканца. В то же время о намерении FAA создать комитет стало известно еще в феврале.
В любом случае после победы Дональда Трампа на президентских выборах космическая отрасль США может претерпеть существенные изменения. Как полагают эксперты, расходы на оборону, скорее всего, возрастут, а международное сотрудничество потеряет приоритетность.