NASA продлило контракты по доставке грузов на МКС до 2030 года
Три американские компании Northrop Grumman, SpaceX и Sierra Space получили возможность доставлять грузы на Международную космическую станцию (МКС) вплоть до 2030 года — то есть до предполагаемого окончания срока ее эксплуатации. Контракты решило продлить NASA. Ранее предполагалось, что к снабжению МКС привлекут новых игроков, но ни одна из компаний, предложивших свои услуги, не смогла удовлетворить требования агентства.
Контракты с компаниями Northrop Grumman, Sierra Space и SpaceX были заключены в 2016 году в рамках программы NASA Commercial Resupply Services (CRS-2). Этот проект направлен на доставку грузов к МКС с помощью частных грузовых космических кораблей. Срок действия трех соглашений истекал в конце 2026 года, но NASA решило не дожидаться его окончания и продлило контракты до конца 2030-го. После этого года, как ожидается, состоится вывод орбитального комплекса из эксплуатации.
В агентстве уточнили, что продление контрактов не превысит общую стоимость программы CRS-2, которая сейчас составляет $14 млрд. NASA обязалось выплатить Northrop Grumman $2,7 млрд, Sierra Space — $1,4 млрд, а SpaceX — $2,8 млрд.
«На сегодняшний день на рынке нет других сертифицированных транспортных средств CRS-2 для доставки грузов на МКС. Продление существующих контрактов является наиболее эффективным способом обеспечения дальнейшего предоставления этих услуг в течение всего срока эксплуатации МКС», — объяснили в NASA необходимость продления контрактов с тремя компаниями.
В марте 2023 года NASA объявило конкурс среди частных компаний, которые, по их собственному мнению, могли бы наряду со SpaceX и Northrop Grumman осуществлять отправку грузов на МКС. Ответ поступил от трех предприятий, и одно из них — Gravitics, которое занимается разработкой модулей для будущих коммерческих станций, в том числе для StarMax. Но в агентстве обратили внимание, что в предложении Gravitics нет описания «комплексной системы», которая могла бы не просто доставлять грузы на орбиту, но также прикреплять их к станции и покидать МКС.
Второй ответ поступил от европейского стартапа Exploration Company, который в настоящее время создает космический аппарат для возврата грузов с орбиты. В данном случае проблема возникла с законодательством: компания не может квалифицироваться как «коммерческий поставщик услуг в США», поскольку базируется в Мюнхене. Таким образом, стартап не соответствует ограничениям в контракте CRS-2, связанным с иностранными закупками и экспортным контролем.
Третьей компанией, предложившей свои услуги, стала GEPA Logistics. Она занимается наземными, морскими и воздушными перевозками грузов, но не имеет никакого опыта космических полетов. В конечном счете, ни одно из предприятий не смогло удовлетворить требованиям агентства. В то же время у Exploration Company все же будет возможность добраться до МКС — по контракту с Европейским космическим агентством (ЕКА).
В мае ЕКА заключило контракт со стартапом в рамках собственной программы по доставке грузов на станцию силами частных компаний. Цель этого проекта — совершить к 2028 году хотя бы один демонстрационный полет к МКС. Помимо Exploration Company, соглашение также заключено с Thales Alenia Space.
Ранее стало известно, что Sierra Space разработает систему утилизации отходов, которая будет протестирована на борту МКС в конце 2026 года. Специальное оборудование будет сжимать отходы в компактные блоки, получая из них воду для последующего использования.