Что с нами будет через миллиарды лет: обнаружен древний двойник Солнечной системы
Наука

27 сентября 2024 года, 11:41

Благодаря стечению удачных обстоятельств (в том числе удобному гравитационному микролинзированию) астрофизикам удалось в подробностях изучить расположенную в нескольких тысячах световых лет от нас планетную систему. Она служит наглядной демонстрацией того, как будет выглядеть Земля и ее окружение через несколько миллиардов лет. По крайней мере в случае, если наша планета переживет превращение Солнца в красного гиганта.

Массивные светила, погибая, коллапсируют в черные дыры или оставляют после себя сверхплотные останки в виде нейтронных звезд. Но к нашему Солнцу это не относится: его достаточно скромная (пусть и не настолько, как у красных карликов) масса оставляет ему единственный выход — исчерпав водород, сперва превратиться в красного гиганта, а потом, догорев, медленно сжаться в крошечный белый карлик. Причем в процессе превращения оно, скорее всего, поглотит все планеты вплоть до Юпитера.

Но если по каким-то причинам оценки радиуса будущего красного гиганта неверны, и он окажется меньше земной орбиты, то нашу планету ждет другая судьба. Которую можно изучить на примере каменистого мира, вращающегося вокруг давно погасшего белого карлика в 4 000 световых лет от нас.

Само наблюдение планеты на таком расстоянии является настоящим чудом, и стало возможным лишь благодаря удачному расположению одной далекой звезды. Свет от нее, дошедший до нас через расстояние в 24 000 световых лет, оказался примерно в 1 000 раз ярче, чем должен быть. Заинтересовавшись причиной такого явления, астрофизики обнаружили, что прямо на пути ее лучей находится маленькая и тусклая планетная система (чьей массы, однако, хватило на то, чтобы заметно искривить пространство-время).

Потребовалось почти четыре года наблюдений, чтобы восстановить внешний вид этого скрытного обитателя отдаленной области Галактики. Теперь очевидно, что речь идет о белом карлике (массой примерно в половину Солнца) и двух весьма странных вращающихся вокруг него мирах. Первый — планета размером с Землю, но находящаяся на в два раза более протяженной орбите. А второй — объект, тяжелее Юпитера в 17 раз. Судя по всему, это уже не планета, а коричневый карлик, каким-то непостижимым образом оказавшийся на орбите небольшой звезды.

При этом непонятно, на какой орбите находится коричневый карлик — то ли очень короткой, размером с меркурианскую, то ли необычайно широкой, как у Нептуна. Так или иначе, данная система является «живым» примером того, что даже после гибели солнцеподобной звезды планеты на ее орбите могут сохраниться — даже будучи выжженными дотла радиацией.

До катастрофы, которая уничтожит Солнечную систему в ее современном виде, как подчеркивают астрономы, осталось еще 6-8 миллиардов лет. Это резерв времени, который остался у человечества, чтобы расселиться в другие звездные системы. Впрочем, может быть и «план Б»: холодные спутники Юпитера, такие, как Европа и Ганимед, вполне могут стать пригодными для жизни, если красный гигант, в который превратится Солнце, достаточно их нагреет. Так что в случае совсем безнадежной ситуации остатки человечества смогут найти убежище там.